Татьяна Пулькова
Познавательно-исследовательский проект «Волшебница Вода» (средняя группа)
▼ Скачать
Познавательно-исследовательский проект
«Волшебница Вода»
Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: 11.11 – 15.11
Актуальность
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебница Вода“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Цель
Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях; о значимости воды в жизни человека и всего живого.
Задачи
1. Расширить и углубить знания о воде, её свойствах, состояниях.
2. Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого.
3. Пополнить уголок материалами: демонстрационный материал, картотека опытов, художественное слово, стеклянные пробирки, колбы, мерные кружки, сыпучие вещества и др.
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Мы выдвинули гипотезу – вода это единственное вещество, которое переходит из одного состояния в другое. Вода прозрачна, не имеет формы, вкуса, запаха, цвета. Вода хороший растворитель.
Методы исследования: наблюдения, опыты, эксперименты, ИКТ, изучение литературы.
Ожидаемый результат
У детей расширяются знания о воде, её свойствах. Возникает понимание значимости воды в жизни человека и всего живого.
Участники: Дети, родители, воспитатели
Условия
Создание предметно-развивающей среды; подбор материала: методическая литература, художественная литература, подбор дидактических игр; музыкальное сопровождение, материальное оснащение; конспекты непосредственно образовательной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
-подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
-подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления проведения исследовательской деятельности.
-сбор иллюстраций и фотографий для изготовления альбома «Что мы знаем о воде?».
-подготовка справочно – информационного материала для педагогов и родителей.
2. Второй этап: Основной этап:
Направление деятельности Содержание деятельности
Беседы, рассказы • «Что мы знаем о воде»
• «Важность воды для всех живых организмов»
• «Что такое осадки»
• «Водоемы»
• «Интересные факты о воде»
• «Загрязнение воды и как этого избежать»
• «Бережем воду вместе»
Опытно – экспериментальная деятельность Опыты:
• «Вода – это жидкость»
• «Очищение воды»
• «Вода прозрачная»
• «Вода меняет цвет»
• «Вода – растворитель»
• «Лед»
• «Круговорот воды в природе»
• «Мыльные пузыри»
• «Куда спряталась вода»
• «Плавает – тонет»
• «Снег и лед. Цветные льдинки»
Наблюдения • «Снег кружится»
• «Снег и птицы»
• «Следы на снегу»
• «Сосульки на крыше»
• «Гололед»
• «Морозные узоры на окне»
Познавательная деятельность • НОД «Обитатели водоемов»
• НОД «Вода и её превращения»
• НОД «О связи живой и неживой природы»
• НОД «Мы изучаем воду»
Художественное творчество - Рисование: «Повисли с крыш сосульки - льдинки»;
- Аппликация с использованием природного материала: «Снеговик»;
- Лепка: «Речные рыбки»;
- Конструирование из бумаги: «Снежинки».
Работа с родителями • Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
• Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
• Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
• Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).
Игровая деятельность Подвижные игры:
«Ручеек»
«Караси и щука»
«Море волнуется»
«Тучка по небу ходила»
«Снежки»
«Лягушки и цапля»
Дидактические игры:
«Какой бывает вода?»
«Собери картинку»
«Доскажи словечко»
«Кто больше назовет»
«Потому что…»
«Кому нужна вода, а кому полянка»
«Небо. Земля. Вода»
Сюжетно – ролевые игры:
«Моряки»
«Пароход»
«Морское путешествие»
Чтение художественной литературы Рассказы и сказки:
- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- Королева – вода Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
Стихотворения:
- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
- «Ручеек и речка» С. Олегова;
- «Что может быть в прозрачной капельке воды?»
С. Олегова;
- «Берегите воду» С. Олегова;
- «Разговор» С. Погореловский;
- «Ручеек» Т. Жиброва;
- «Дождик» В. Минькова;
- «Какой дождь» О. Григорьев;
- «Снежок и Алешка» Е. Андреева
- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.
Загадки, половицы и поговорки о воде
3. Третий этап: Заключительный этап:
Показ открытого итогового занятия «Мы изучаем воду»
Выставка детских работ по проекту;
Оформление уголка - выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
Список используемой литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : МОЗАИКА – СИТНЕЗ, 2012
• Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
• Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
• Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М. : ТЦ Сфера, 2009.