Рябкова Ирина Владимировна
Познавательно-исследовательский проект «Волшебная бумага. Изготовление дизайнерской бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю "
Введение
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебная бумага, Изготовление дизайнерской бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Поделки из бумаги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
В совершенстве владеть экспериментальными умениями под силу не каждому дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Актуальность проекта
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребенка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится к активной жизни, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Бумага – самый распространенный в работе с детьми материал. Проведя опыты с бумагой, изучая ее способности и свойства, дети узнают много нового и интересного, расширяя свой кругозор.
У детей есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Работа с бумагой способствует развитию воображения, креативности, речевому развитию дошкольников. Важно вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитанию жизненно активной позиции у детей и родителей.
Также важным моментом является пропаганда бережного отношения к природным ресурсам, привлечение внимания детей, родителей к неразумному использованию бумаги и возможных вариантов уменьшения бумажных отходов и рациональному ее использованию.
Вид проекта
- познавательно – исследовательский, творческий
- краткосрочный (две недели)
Участники проекта
- дети, родители, воспитатель
Цель проекта
• Формировать познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
• Авторская «Дизайнерская» бумага, созданная детьми совместно с педагогом, родителями из использованного бумажного сырья.
Задачи
- Развивать познавательную активность детей и поисковую деятельность.
- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о бумаге.
- Формировать чувство заботы о природе через бережное отношение
к бумажным предметам.
- Вызвать у детей желание изготовить бумагу в домашних условиях.
Ожидаемый результат
- Систематизация знаний детей о бумаге, ее свойствах и назначении.
- Улучшение показателей познавательного и речевого развития.
- Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
Продукт проекта
- Мастер - класс для детей по изготовлению бумаги своими руками.
- Авторская "Дизайнерская" бумага созданная детьми совместно с педагогом из использованной бумаги в группе.
- Мастер - класс для родителей воспитанников по изготовлению бумаги своими руками.
- Авторская "Дизайнерская" бумага созданная детьми совместно с родителями в домашних условиях.
- Оформление альбома "Виды бумаги"
- Оформление альбома "Дизайнерская бумага"
Этапы реализации проекта и план мероприятий
Срок реализации проекта - 2 недели
Подготовительный
1 Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов
2 Разработка конспектов
3 Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности
4 Подготовка справочно – информационного материала для родителей.
Основной
1 Беседы "Откуда к нам пришла бумага", "Почему нужно беречь и охранять деревья?"
2 Познавательная деятельность
Просмотр презентации "Что такое бумага, какая бывает бумага"
Просмотр мультфильма "Фиксики. Бумага"
Дидактическая игра "Волшебная бумага"
"Упражнение Чудесный мешочек".
3 Опытно – экспериментальная деятельность с бумагой "Бумага, её свойства"
4 НОД по развитию речи "Составление описательных рассказов о бумаге при помощи мнемотаблицы"
Речевые игры: "Закончи предложение, "Скажи наоборот", "Бумажная, бумажный, бумажные", "Так не бывает".
Сочинение коротких рассказов на тему: "А вдруг исчезнет бумага? "
Составление рассказов по схемам "Опиши предмет".
5 Мастер - класс "Дизайнерская бумага"
Заключительный
1 Оформление альбома "Виды бумаги"
2 Создание "Дизайнерской" бумаги своими руками
(оформление альбома дизайнерской бумаги)
Необходимые ресурсы
- Техническое обеспечение (компьютер, принтер, фотоаппарат, мультимедийное оборудование)
- Методическое обеспечение (материалы Интернет-ресурсов, методические пособия, образовательные программы, научные разработки, статьи)
- Мешочек тканевый для игры «Чудесный мешочек» с бумагой
- Подносы с разными видами бумаги (цветная, белая, картон, салфетки, бархатная, газета и т. д., емкости для воды, ножницы.
-Материалы для мастера класса и изготовления дизайнерской бумаги (использованная бумага, цветная бумага, цветной картон, салфетки, клей ПВА).
Выводы
Метод проекта оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. В ходе реализации проекта у детей развились познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой, сформировалось умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками. А необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы, стимулируют развитие речи. Развились коммуникативные навыки в ходе работы и совместной деятельности. В течение двух недель в рамках этой темы мы играли, экспериментировали, читали, сочиняли собственные рассказы, проводили исследования, оформляли альбомы — словом, наша жизнь была наполнена творчеством. Реализация проекта повысила заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
Список литературы:
1. Программа от рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика – Синтез, 2014
2. Шапиро А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. - СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2009.
3. Яковлев Н. Ю. «Слово о бумаге». Москва. 1988г.
4. Н. Е Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников, Мозаика-синтез, 2012
5. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи», Мозаика- синтез. - М, 2011
6. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром», Мозаика - синтез, М, 2011
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», «Цветной мир», М., 2017