ОЛЬГА НЕСТЕРОВА
Познавательно-исследовательский проект «В лаборатории профессора Пробиркина» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Основным ориентиром в интеллектуальном развитии дошкольников является образовательный стандарт, для достижения которого необходимо обогатить ребенка знаниями, стимулирующими его интерес к познанию, пробудить желание к самостоятельной деятельности. Знания, добытые самостоятельно, являются более осознанными и прочными. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В дошкольном детстве формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Познание осуществляется детьми в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Именно в ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „В лаборатории профессора Пробиркина“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления, через проведение опытов, экспериментов.
Задачи:
- сформировать основы взаимопонимания и взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
- развивать умение детей решать проблемные ситуации.
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
- освоить способы изучения природы (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация)
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели
Срок проекта : 1 месяц
Ожидаемые результаты
- приобретение опыта видения предметов и явлений. освоение способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт, сравнение, классификация)
- знание способов получения информации, как из семьи, так и из открытого информационного пространства.
- умение устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
- развитие внимания, зрительной и слуховой чувствительности, что
позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
- формирование навыков анализа, синтеза и обобщения.
- обогащение речи детей сложными предложениями, расширение словарного запаса.
формирование навыков учебного труда.
Детское экспериментирование включает следующие этапы:
1 этап - подготовительный
- мотивация;
- выявление проблемы
- выдвижение гипотезы о способах решения проблемы
- постановка цели, задачи
- разработка плана проведения эксперимента;
2 этап - основной
- поиск ресурсов для реализации намеченного плана;
- реализация плана эксперимента;
3 этап - заключительный
- оформление результатов;
- формулировка выводов;
- рефлексия.
Работа с родителями:
- пополнение картотеки опытов и экспериментов
- создание коллекции (совместная работа детей и родителей)
- мастер - класс по познавательно-экспериментальной деятельности (родители)
- подбор литературы (энциклопедии, журналы)
- приобретение, изготовление дидактических игр.
Оборудование для проведения исследовательской деятельности, необходимые в уголок экспериментирования:
• резиновые груши разного размера,
• пластиковые, резиновые трубочки,
• деревянные палочки, лопаточки, шпатели,
• пластиковые контейнеры,
• рулетка, линейка,
• фартуки клеенчатые, щетки, совки,
• лопатки, грабли, лейки.
• схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
• прозрачные и непрозрачные емкости,
• мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки,
• пипетки, шприцы пластиковые (без игл)
• лупы, зеркала, магниты,
• весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр,
• цветные прозрачные стеклышки.
Темы для экспериментирования:
Вода – растворитель. Очищение воды.
Сила тяготения. Упрямые предметы.
Почему предметы движутся?
Солнце дарит нам тепло и свет.
Почему дует ветер.
Почему не тонут корабли.
Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
Откуда взялись острова.
Как появляются горы?
Как происходит извержение вулкана?
Испытание магнита.
Что такое молния?
Радуга в небе.
Надуватель для шарика.
Свойства соленой воды.
Тонет, не тонет.
Льдинка, льдинка, растай.
Пар и вода.
Пузырьки воздуха.
Пузырьки-спасатели
Правила экспериментирования:
- экспериментировать можно только в присутствии и с разрешения педагога;
- необходимо брать только нужные для эксперимента материалы;
- при работе с сыпучими материалами - пользоваться подносом;
- нельзя пробовать на вкус вещества без разрешения взрослых;
- после эксперимента нужно вымыть руки и оборудование;
- после экспериментирования все материалы необходимо вернуть на свое место.
Разработали: Нестерова О. А., Корычева В. Н.