Ирина Фомичева
Познавательно-исследовательский проект «Юные экологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
Тема: «Юные экологи».
Вид проекта : групповой, долгосрочный, исследовательски – творческий
Сроки проведения: июль-декабрь
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители
Составили и провели: Кошелева А. А
Фомичева И. А.
Введение:
Природа наш огромный дом
И всем найдется место в нем
Букашке зверю и побегу
И дереву и человеку
Хоть дом большой, но хрупок он
Ему все хуже с каждым днем
не враг вредит из века в век
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Юные экологи“» размещена в разделах
природу портит человек,
Но может, скоро мы поймем,
Что мы не правильно живем.
Проблема:
Человек ошибочно считает себя царём природы и часто относится к ней несправедливо. Мы забываем, что всё когда-нибудь заканчивается. Вода и воздух на нашей планете становятся с каждым годом всё загрязнённее. Что же делать? Как защитить нашу планету от нас же самих?
Актуальность
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.
Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к природе; развивать любознательность, логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поисково - познавательной деятельности, формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе. Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи:
Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире.
Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
Развивать знания о природе родного края, исчезающих видах растений и животных
Дать представления о роли воды в жизни человека и живых организмов.
Уточнить представления об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать.
Формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми.
Воспитывать бережное отношение к природе – как источнику жизни на Земле.
Развивать экологическую культуру.
Вид проекта : познавательно-исследовательский
По предметной области: Познание
По составу – групповой
По продолжительности долгосрочный (ИЮЛЬ-ДЕКАБРЬ).
Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта :
У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Сформированы основы экологической культуры детей.
Развиваются взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, родителями, педагогами.
Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию.
Педагоги:
Повышают профессиональный уровень.
Формы обучения:
Презентации
Экскурсии
Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений.
Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность.
Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
Целевые прогулки на природе.
Игры: подвижные, дидактические, настольные.
Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т. д.
Организация труда в уголке природы, на участке детского сада.
Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы.
Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
Наблюдения:
За растениями на участке (в парнике), наблюдение и уход.
Практически-экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша»
Наблюдения на прогулках за изменением погоды, изучение объектов и явлений живой и неживой природы.
Заучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Физ. минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры, гимнастики для глаз.
Информационные листы для родителей.
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
1. Организационно-подготовительный этап
• Педагогическая диагностика экологического развития детей.
• Изучение методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников.
• Составление перспективного плана работы по формированию экологической грамотности дошкольников.
• Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта с использованием ИКТ, презентаций, эксперементальной деятельности. • Подбор иллюстраций, репродукций, картин, мультфильмов.
• Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
• Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическим содержанием.
• Пополнение библиотеки книг: сказок, стихов, загадок по теме проекта.
• Обсуждение с родителями проблемы и определение путей решения.
• Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
2. Основной этап.
Работа с детьми.
2.1 • «, Вырастим экологически чистые овощи». (Экологическая акция).
Непосредственно образовательная деятельнсть; чтение художественной литературы; беседы, просмотр презентаций, иллюстраций, обсуждения.
Беседы: «Лук от семи недуг»; «Помидор – золотое яблоко», «Чем полезны овощи?», «Витамины и здоровый организм», «Зачем овощи заготавливают на зиму?» «Если бы не было овощей?»
Составление описательных рассказов об овощах.
Отгадывание загадок об овощах.
Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка», А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…», М. Исаковский «Вишня», Ю. Тувим «Овощи», Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Б. Житков «Что я видел».
Высадка семян и рассады в парник, наблюдение и уход за растениями.
Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.
Пальчиковая гимнастика: "Капуста", "Овощи", "Репка","У Лариски две редиски", "Однажды хозяйка с базара пришла".
Физминутки: "Овощи", "На огороде", "Ах, какой же урожай".
Художественное творчество.
Рисование "Овощи".
Конструированный и ручной труд. Забавные поделки из овощей. (Выставка – конкурс рисунков, поделок). Познакомить детей с новым для них материалом для поделок (овощи). Формировать навыки работы с ними. Поощрять совместные занятия детей и родителей в качестве атрибутов для сюжетно- ролевых игр (соленое тесто).
Лепка. "Натюрморты из овощей".
Аппликация: "Овощи".
Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме.
Дидидактические игры: "Собери урожай", "Узнай овощи на вкус", "Вершки - корешки", "Что растет в саду, в огороде", "Найди по описанию", "Угадай-ка", "Назови ласково", "Что изменилось", «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Четвертый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: "Магазин", "Семья", "Овощи, фрукты".
Подвижные игры: "Съедобное - несъедобное", "Овощи".
Практически- экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша». Определяем кислотность у фруктового сока, делаем выводы.
Краткосрочный проект «Осень разноцветная».
• Результат «Праздник Осени».
Совместная деятельность детей и родителей:
Создание поделок из природного материала.
2.2 «Вторая жизнь упаковки»
Непосредственно образовательная деятельность; просмотр презентаций, обучающих фильмов, применение интерактивного оборудования.
Чтение художественной литературы; беседы, просмотр,иллюстраций, обсуждения.
Беседы: “Как мы можем вторично использовать мусор?”, “Из чего делают упаковки?”, “История упаковки”.
Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.
Художественное творчество.
Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме.
Совместная деятельность детей и родителей.
Рисование плакатов «Природа - наш дом-береги его».
Открытое занятие: «Берегите Землю от мусора».
2.3 Вода - это жизнь».
Непосредственно образовательная деятельность; просмотр презентаций, обучающих фильмов, применение интерактивного оборудования.
Чтение художественной литературы; беседы по теме, просмотр иллюстраций, обсуждения.
Чтение художественной литературы: Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н. А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка, С. Сахаров «Кто в море живет?.
Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река».
Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде.
Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет», "Свойства воды", опыт-эксперимент «Цветной лед», " Очищение воды: как воду сделать чище".
Беседы: "Мир воды", "Кому в природе нужна вода", "Зачем нужна вода человеку", "Как нужно беречь воду",
Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, гимнастика для глаз.
П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», п,и "Ручеек", физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», "Веселые льдинки", "Снеговик", дыхательная гимнастика «Снежинки».
Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры по теме.
Дидактические игры: "Плавает - не плавает", "Что перепутал художник?", "Определи по контуру", "Что мы знаем о воде", "Как мы используем воду", "Аквариум".
Художественно-эстетическое развитие:
Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка», рисование с элементами аппликации "Рыбки".
Конструирование из бумаги "Кораблик", оригами "Рыбки в аквариуме".
Лепка "На дне морском".
Аппликация "Подводный мир".
Экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша».
Совместная работа с родителями: Открытое интерактивное мероприятие «Путешествие в подводное царство» (с использованием интерактивного оборудования и 3D технологий)
2.4.«Красная книга». Ее значение.
Беседы; непосредственно образовательная деятельность, проведение подвижных, дидактических, сюжетно - ролевых игр; чтение художественной литературы, заучивание стихов по теме; просмотр презентации по теме проекта; создание природоохранных знаков; создание эмблемы любимого животного; изготовление Красной книги группы.
Работа с родителями: «Страничка из Красной книги». Совместная деятельность ребенка и взрослых.
Открытое занятие: «По страницам красной книги».
• Краткосрочный проект «Помогите птицам зимой».
2.5.«Погода и ее значение».
Непосредственно-образовательная деятельность; наблюдения в природе; беседы; опыты-эксперименты; чтение художественной литературы; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; слушание музыки.
Опыты-эксперименты на метеоплощадке с использованием необходимых атрибутов.
Измерение температуры воздуха, количества осадков, определение силы и направления ветра, атмосферного давления, занесение полученных результатов в календарь наблюдения за погодой с помощью условных обозначений.
Практически-экспериментальная деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша» (температура, свет).
Измерение температуры воздуха в помещении; освещенности в разных уголках группы.
-Работа с родителями – ведение дневника наблюдения «Календарь погоды на неделю»(совместная деятельность детей и родителей).
Работа с педагогами:
• Консультация «Необходимость формирования экологической компетенции у старших дошкольников в ДОУ».
• Мастер-класс: «Изготовление лепру «По страницам Красной книги».
Работа с родителями:
• Составление брошюры «Сохраним родную природу!».
• Проведение анкетирования родителей на тему «Экология в семье».
• Проведение дискуссии «Поговорим о природе».
• Изготовление совместно с родителями атрибутов к ролевой игре «Прогулка всей семьёй в лес».
• Оформление фотовыставки «Наш любимый город Гатчина».
• Проведение субботника по озеленению и уборке участка детского сада.
Заключительный этап.
• Проведение педагогической диагностики детей в рамках темы проекта.
• Коллективная работа «Береги природу» (стенгазета).
• Итоговое тематическое мероприятие «День юного эколога». (Преемственность со школой).
Результаты:
Организована интересная, содержательная, значимая экологическая деятельность детей с учетом развития личности и возрастных особенностей.
Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения детей в природе.
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней (растениям, животным, птицам, насекомым).
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятий экологической направленности в ДОУ.
Список используемой литературы:
1. Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
2. Потапова Т. В. Детский сад – эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
3. Л. Г. Горькова «Сценарии образовательной деятельности по экологическому воспитанию» с5, с. 6
4. Н. Б. Малеева «На огороде», «В гости к графу Листопаду» с. 24.
5. Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005
6.«Конспекты-занятия по физ. культуре для дошкольников» с. 41
7. Т. И. Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с. 275,с418, c.422.
8. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» с. 155.
9. О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» с. 90.
10. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. С42, 46, 48.
11. Р. Г. Казакова. Нетрадиционные виды рисования.
12. Т. М. Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с. с155,, c.160,c. 161.
13. О. В. Павлова «Изобразительная деятельность художественный труд ср. гр.
14. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб. :-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил. - Прил:1 электрон. опт. диск (Библиотека программы «Детство»).
15. Коломина И. В. Занятия по экологии в детском саду-М. :ТЦ Сфера, 2008-144.
16. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников. \Под ред. Л. М. Маневцевой: СПб Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.
17. «Юный эколог» С. Н. Николаева.
18. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
19. «Беседы о природных явлениях и объектах» Т. А. Шорыгина.
20. Использование ИКТ и интернет ресурсы.