Папки-передвижки

Познавательно-исследовательский проект «Соль — это интересно»

Татьяна Жерлицина
Познавательно-исследовательский проект «Соль — это интересно»

Познавательно-исследовательский проект «Соль – это интересно»

Введение.

Среди всех природных минеральных солей самая главная та, которую мы называем просто «соль». Казалось бы, совершенно простой, всем привычный и весьма недорогой продукт, без которого невозможно представить наше питание, каменная соль с незапамятных времён прочно вошла в жизнь человека. В быту её называют просто солью, в химии- хлористым натрием, в кулинарии –поваренной или пищевой солью. Мы решили больше узнать об этом интересном и вроде бы знакомом продукте и раскрыть все её тайны.

Актуальность выбранной темы.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Соль — это интересно“» размещена в разделах

Почему соль? Почему не сахар или другой какой продукт? А всё очень просто. После чтения детям сказки «Соль дороже золота», у ребят возник вопрос: «Почему же без соли не проживёшь?» Детей это очень заинтересовало. Именно поэтому наш проект стал актуальным.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, информационный,творческий, среднесрочный

Цель проекта: формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с историей соли.

2. Формировать элементарные представления о происхождении соли и способах ее добычи;видах соли.

3. Формировать знания детей о значении соли в природе, в жизни человека.

4. Исследовать, где и как можно использовать соль.

5. Ознакомить детей с литературными, художественными произведениями по тематике.

6. Способствовать развитию коммуникативных навыков, обогащению и расширению словаря.

7. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.

2. Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.

3. Установятся равноценные и партнерские отношения с родителями.

4. Повысится уровень коммуникабельности, актуализации участия в совместной проектной деятельности.

5. Расширится уровень знаний об особенностях природы нашей страны.

6. Разовьется природная любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.

Для родителей:

1. Укрепление детско-родительских отношений;

2. Сотрудничество, участие в выставке совместного творчества детей и родителей.

Предмет исследования: соль

Методы исследования

-анализ познавательной литературы; поиск информации в Интернете.

-опытно- экспериментальная, исследовательская деятельность;

-коллективные наблюдения;

-рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы;

-поисковая деятельность;

-творческая, игровая деятельность.

Этапы реализации проекта:

1-й – подготовительный: определение целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Беседы с детьми (выявление уровня знаний о соли).

Составление плана проекта.

Организация РППС (подбор художественной литературы про соль, подбор демонстрационного материала по теме, подбор видео материала, подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр).

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству.

Содержание работы с родителями:

Анкетирование «Соль и здоровье человека».

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Работа с детьми:

-Беседы с целью выяснения представлений о соли: «История добычи соли», «Что мы знаем о соли и её свойствах?», «Как соль приходит на стол», «Соль друг, соль враг», «Почему вода в море солёная», «Где человек использует соль», «Солёные города»

-Рассматривание иллюстраций, фотографий мест добычи соли, памятников соли и соледобытчиков, разновидности соли.

-Экскурсия в магазин

-Экскурсия в ветаптеку

-Экскурсия в кабинет медсестры

-Экскурсия на кухню

-Наблюдение за трудом дворника

-Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства соли». «Соль хрустит» «Растворимость соли», «Замерзает ли солёная вода», «Эффект Мёртвого моря», «Как соль влияет на рост растений», «Растворимость жиров с помощью соли», «Лёд и соль», «Соль – чистящее средство», «Выращивание кристаллов», «Мороз в банке», «Ледяная рыбалка».

-Применение соли дома: «Как мама и я используем соль дома».

-Чтение художественной литературы: загадки и пословицы про соль, приметы о соли, русская народная сказка «Соль», румынская народная сказка «Соль в кушанье», словацкая народная сказка «Соль дороже золота», болгарская народная сказка «Самое дорогое - это соль»;карельская сказка «Почему вода в море солёная»;Тайц Я. М. «Сказка о том, как бабка Алена соль искала»; А. Разумихин «Как Иван-купеческий сын за солью ходил».

-Просмотрели мультфильм «Как казаки соль добывали», «Пончик находит соль» из «Незнайка на луне».

-Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Выбери правильное слово»;

-Сюжетно –ролевые игры: «Магазин», «Повар».

-Здоровьесберегающие технологии: пальчиковая игра «Мы капусту солим…», подвижные игры: «Без соли - соль!», игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони», солевое закаливание.

-Художественно - творческая деятельность детей: нетрадиционные техники рисования:рисование солевым раствором «Снежинка»; рисование на льдине; рисование по мокрому (акварель+соль); рисование объёмной краской из баночки (соль + мука + вода); рисование солью (клей + соль); рисование цветной солью (клей + цветная соль); лепка из солёного теста (овощи и фрукты для сюжетно-ролевых игр «Магазин» и «Повар»); декорирование емкости цветной солью («Насыпушки»).

Работа с родителями:

-Консультация «Роль семьи в развитии познавательных способностей детей»;

-Беседа «Как в домашнем хозяйстве можно использовать соль»;

-Буклет «Чем интересна соль? Как ее можно использовать для творчества»

-Буклет «Интересные факты о соли»;

-Помощь в организации мини-музея «Соли и солонок»;

-Выставка совместного творчества родителей и детей «Поделки из солёного теста».

-Мастер-класс для родителей: нетрадиционная техника рисования цветной солью.

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы.

-Оформление стенгазеты «Как мы знакомились с солью».

-Пополнение РППС в группе изготовленными дидактическими играми.

-Оформление выставки детских творческих работ «Рисуем солью».

-Организация мини-музея «Соли и солонок».

-Выставка совместного творчества родителей и детей «Поделки из солёного теста»

-Подведение итогов реализации проекта.

-Презентация проекта.

ОПЫТЫ С СОЛЬЮ.

Свойства соли

Опыт № 1. «Свойства соли». «Соль хрустит»

Рассмотреть объект (соль, лежащий на столе, определить его свойства. Мы обследовали соль, на запах, вкус,рассмотрели с помощью лупы, надавили на неё сухой ложечкой.

Вывод: соль, белого цвета, без запаха, соленая на вкус, имеет кристаллическую структуру, хрустит при надавливании на неё.

Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг об друга, и мы слышим хруст. Эти хрустящие звуки мы сравнили с ходьбой по снегу в морозный день.

Опыт № 2. «Растворимость соли»

Взяли три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешать.

Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде).

Опыт №3. «Замерзает ли солёная вода»

Взяли 2 ёмкости с водой, растворили в одной из них соль и вынесли на улицу. На следующий день обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная немного замерзла, и стала похожа на жидкую кашу.

Вывод: соль не дала воде замерзнуть

Опыт №4.«Эффект Мёртвого моря».

Взяли две баночки с водой. В одну баночку положили 6 ложек соли и хорошо перемешали. Во вторую баночку соль не положили. Осторожно опустили в обе баночки по сырому яйцу. В баночке с солью яйцо плавало на поверхности, а в баночке без соли - яйцо утонуло.

Вывод: Раствор поваренной соли имеет большую плотность, чем простая вода. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть

Опыт №5. «Как соль влияет на рост растений»

Для определения влияет ли соль на рост растений, мы посадили луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью и наблюдали за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.

Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже через пять дней появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.

Опыт №6.«Растворимость жиров с помощью соли»

Мы взяли стакан с водой, соль, растительное масло, пищевой краситель. В стакан с пресной водой добавили растительное масло, масло не утонуло, а осталось на поверхности воды. Постепенно в него стали добавлять соль. Видно,как соль обволакивают шарики растительного масла, и они падают вниз на дно стакана, образуя форму капли или шарика. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Вывод: Соль впитывает в себя жиры, расщепляя их.

Таким образом, можно избавиться от жирных пятен на одежде.

Опыт №7.«Лёд и соль».

Мы знаем, что лёд образуется при температуре 0 С. А что произойдет, если к нему добавить соль? Мы взяли кубики льда и посыпал их солью.

Что же произошло? Оказывается, лед от соли тает.

Вывод:Соль растапливает лёд.

Это свойство соли (растопить лед) используют зимой, когда обрабатывают дороги от гололеда.

Опыт №8 «Соль – чистящее средство»

Соль продолжала нас удивлять. Оказывается, что с помощью соли можно вымыть посуду. Мы взяли грязную чашку, насыпал на губку немного соли и помыли чашку. Она стала чистой.

Вывод: соль можно использовать для чистки посуды.

Опыт №9 «Выращивание Кристаллов»

А еще мынаучились выращивать кристаллы. Они получились очень красивые. Мы взяли ёмкость с тёплой водой, добавили в неё соль и размешивали до тех, пор пока соль перестала растворяться. Получился перенасыщенный раствор соли. Затем его нужно процедить в другую ёмкость. Для опыта мы взяли нить с «снежинкой», привязали к палочке. Поместили её в банку и стали наблюдать.

Через 10 дней образовались кристаллы соли на «снежинке» с ниткой.

Вывод: Соль способна кристаллизироваться. Солёная вода испаряется под воздействием тепла и на поверхности остаётся только соль. Это один из методов добывания морской соли.

Опыт №10 «Мороз в банке»

Попробуйте приморозить банку к разделочной доске, не используя для этого морозильную камеру!

Для эксперимента мы подготовили: деревянную разделочную доску, воду, лёд, поваренную соль, жестяную консервную банку.

Налили на разделочную доску немного воды так, чтобы она не растеклась по всей поверхности, а образовала небольшую лужицу по центру. Прямо в неё поставили пустую консервную банку. Заполнили её льдом и солью, постоянно перемешивая ингредиенты и стали наблюдать. Банка сразу покрылась изморозью, а водяная лужица на доске превратится в лёд. Теперь можно проверить лёд на прочность, аккуратно подняв жестяную банку – она примёрзла! Доска поднимется вместе с банкой. Чтобы отсоединить её, можно дождаться, пока лёд растает, или просто отколоть его с помощью деревянной палочки.

Опыт №11 «Ледяная рыбалка»

Мы наполнили неглубокую ёмкость холодной водой и поместили туда кубики льда. Они всплыли и расположились на поверхности воды.

Взяли верёвочку и смочили её в воде. Разложили верёвочку поверх кубиков, оставив «хвостики», за которые можно будет взяться, в воде. Густо посыпали льдинки солью, следя за тем, чтобы она попадала на верёвочку, и подождали 30 секунд для надёжного примерзания. Через полминуты можно взяться за края верёвочки и поднять её. Лёд примёрз к верёвочке и крепко держится на ней.

Вместо верёвочки мы ещё использовали зубочистки.

ИТОГ ПРОЕКТА

Наш проект получился ярким, разнообразным, а главное, полезным для детей.

В ходе познавательно - исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль, можно ли обойтись без неё и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах, видах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, узнали, как можно использовать соль в творчестве. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. И что немаловажно, интересная совместная работа сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу.

Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Соль – это интересно!

Прикреплённые файлы:

grupa-7-proekt_5ci77.pptx | 16559,29 Кб
 
Публикации по теме:

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Познавательно-исследовательский проект «Ах, эти вкусные конфеты» Руководитель проекта: Крум Галина Леонидовна Актуальность: Дети очень любят конфеты. Они готовы ими питаться практически целыми днями. Наблюдая,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Соль — это интересно»
Опубликовано: 29 августа 2024 в 11:19
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Соль — это интересно»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Жерлицина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД