Спичёва Татьяна
Познавательно-исследовательский проект «Реактивное движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка детский сад № 5 «Ёлочка» города Ишима
Направление: «Человек и Земля»
Познавательно - исследовательский проект
РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Авторы: коллектив детей подготовительной группы
«Любознайки» МАДОУ ЦРР д/с № 5 «Ёлочка» :
Руководитель: воспитатель Спичёва Т. А.
Аннотация
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Реактивное движение“» размещена в разделах
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай по-пробовать – и я пойму». Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская, поисковая ак-тивность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что это дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и ос-нов культурного познания им окружающего мира. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, син-тез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Поэтому когда у ребят возникают те или иные вопросы, «как? зачем? почему?», мы стараемся не просто дать ответ, а подтолкнуть их самостоятельно найти ре-шение. Так и возникла идея проекта.
Выбор темы
Чтобы порадовать ребят и показать необычный фокус Матвей принес в детский сад воздушные шарики. Когда ребята надували шарик, он вырвался и полетел в противоположную сторону. Настя с восторгом сказала, что шарик похож на ракету. А Дима спросил, что же произошло с шариком? Ребят очень удивил фокус с шариком. Что за сила заставила его лететь в противоположную сторону, откуда появилась такая сила, можно ли ещё где-то увидеть такое необычное явление и как это можно использовать. Нам стало очень интересно, и мы с детьми решили всё выяснить с помощью наблюдений, экспериментов и информации на эту тему.
Выдвижение гипотезы
Ребята стали рассуждать спорить, выдвигать различные предположения. Одни пред-полагали, что просто ветер подул и унёс шарик в другую сторону. Матвей утверждал, что воздух в шарике превратился в ветер и понёс его. А Ксюша вспомнила, что такой фокус он уже видела, и папа ей сказал, что это очень необычная сила и может толкать не только шарик, но и самолёт.
Цель нашего исследования
Выяснить, что толкает надутый и не завязанный воздушный шарик в противоположную сторону, и как это происходит.
Задачи исследования
Собрать информацию, провести опыты и выяснить, что заставляет двигаться воздушный шарик в противоположную сторону. Что за необычная сила это делает?
Мы разделились на группы:
Одна группа искала информацию в энциклопедиях.
Вторая группа собирала информацию в компьютерной сети Интернет.
Третья группа собирала информацию, беседуя с взрослыми (родителями).
Все вместе проводили исследования и опыты, подтверждающие или опровергающие наши предположения.
Что мы узнали из бесед с взрослыми?
Беседуя с взрослыми, ребята узнали, что существует сила, которая помогает двигать предметы в противоположную сторону. Это сила отдачи. К примеру, почему плывет лод-ка? Потому что весла загребают воду и отбрасывают её назад, а лодка плывёт с силой вперёд в другую сторону. И чем быстрее отталкиваешь вёсла, тем быстрее плывёшь. По-чему летит птица? Потому что она машет крыльями, загребая воздух и отбрасывая его назад словно весла воду, а воздух толкает птицу вперёд.
Это сложный вопрос и более точную информацию мы смогли найти в энциклопедии и интернете.
Что мы узнали из книг и с помощью компьютера
Из энциклопедии мы узнали, что воздух может сжиматься и передвигать грузы. Когда мы надули шарик, воздуху в нём стало тесно, и он с силой начал вылетать, когда мы от-пустили шарик. В этот момент появилась реактивная сила, толкающая наш шарик в про-тивоположную сторону. Чем быстрее вылетал воздух, тем быстрее летел шарик. Так же летит и реактивный самолёт, ракета. Ракета выбрасывает струю горящих газов назад, а ре-активная силы ей помогает лететь вперёд. Ещё реактивное движение используют некоторые морские обитатели.
Мы провели опыты
Опыт «Помощник ветер»
Чтобы подтвердить или опровергнуть первую гипотезу мы решили внимательно по-наблюдать за движением шарика в помещении, где нет ветра. В результате шарик летел сначала вверх, а затем в противоположную сторону. Ветер не влиял на движение шарика.
Вывод: Первая гипотеза оказалась ошибочной. Шарик летит, независимо, есть ли ветер или его нет.
Опыт «Движение по ветру»
Наблюдая за ветром и листьями, мы знаем, что листья летят туда, куда дует ветер. Если предположить, что воздух в шарике стал ветром, то значит, шарик должен лететь в одну сторону с ветром (туда, куда дует ветер). Но это не происходит. В результате шарик летел сначала вверх, а затем в противоположную сторону от вылетающего со свистом ветра.
Опыт: «Сила, приводящая шарик в движение»
Для того чтобы проверить последнюю гипотезу мы провели эксперимент.
1. Надуем шарик и закроем его с помощью зажима.
2. Прикрепим соломинку на шарик с помощью скотча.
3. Пропустим плотную нить через соломинку. Концы веревки привяжем, хорошо натянув, через всю комнату.
4. Уберём зажим
Результат опыта
Шарик быстро перемещается по всей длине верёвки. Воздух стремительно выходит в одну сторону, а какая - то сила приводит в движение шарик в обратную сторону.
Опыт: «Движение машины»
1. Надуем шарик и закроем его с помощью зажима.
2. Прикрепим шарик к маленькой машине.
3. Уберём зажим
Результат опыта
Машина вместе с шариком перемещается вперёд, а воздух из шарика стремительно выходит в противоположную сторону. Неизвестная сила в шарике приводит в движение маши-ну.
Вывод:
Предположение о необычной силе, возникающей в момент движения шарика, оказалось верным. Это сила отдачи. Она создаёт реактивное движение и заставляет двигаться шарик.
Мы узнали, что реактивное движение используется в сверхскоростных самолётах (ре-активных самолётах, в ракетных установках. Без реактивного движения космические ра-кеты не смогли бы полететь в комос.
В природе тоже встречается реактивное движение. При помощи реактивного движения передвигаются осьминоги, кальмары, каракатицы, медузы и т. д.
Заключение:
В ходе работы мы узнали много интересного и познавательного. Прочитали много познавательной информации. Выяснили, какая сила двигает воздушный шарик.
Экспериментальным путем увидели, как возникает реактивное движение.
Проект позволил в доступной форме выяснить и понять сложные законы физики и сформировать первоначальные знания и представлений о живой и неживой природе.
Список используемой литературы:
1. Большая детская энциклопедия «Хочу всё знать»,
М. : Астрель: АСТ, 2009.
2. Большая книга экспериментов/ Под ред. Антонеллы Мейянии
М. : ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2010.
3. «Занимательные эксперименты и опыты», Ф. Ола, Ж-П. Дюпре, А. -М. Жибер,
М. : Айрис- ПРЕСС, 2012.
4. Интернет-ресурсы