Щукина Оксана
Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего города» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский
среднесрочный проект
для детей средней группы «Солнышко»
«Птицы– нашего города»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Дата проведения: ноябрь – январь
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей – 4-5 лет.
Место выполнение работы: Детский сад «Синяя птица»
Выполнили работу: Воспитатель
Щукина О. Р.
Воспитатель
Рабенко Р. И.
Введение
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Птицы нашего города“ для детей средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность: Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека с природой… Л. Н. Толстой
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у людей экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - самом начальном звене непрерывного образования.
Именно дошкольный период-это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.
В совместной работе с родителями мы должны создавать условия для общения ребенка с миром природы.
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому мы решили реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.
Цель: Расширить знание детей о птицах нашего города, их образе жизни и поведении. Развивать интерес к жизни птиц : формировать представления о зимующих птицах; воспитывать желание заботиться о птицах, зная о пользе птиц в природе. Вырабатывать у детей активную позицию защитника природы.
Задачи:
1. Провести наблюдения за птицами города Москвы.
2. Развивать элементарные представления о птицах.
3. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками птиц.
4. Выяснить, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а остальные остаются зимовать.
5. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время.
6. Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественной, продуктивной).
Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, выставки рисунков и фотографий «Птицы – наши друзья».
Подготовительный этап
• Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
• Составление плана работы.
• Обсуждение срока выполнения работы.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
2-й этап. Основной.
Ноябрь.
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в парк».
Игры драматизации по программным произведениям.
Подвижные игры: «Найди пару»
«Лётал, лётал воробей»
«Найди свое гнездышко»
Подвижная русская народная игра «Дятел»
Дидактические игры: «Какой? Какая?», «Один – много», «Найди двух одинаковых птиц»
Театральная деятельность: «Где обедал воробей».
Беседа: «Что мы знаем о птицах нашего города?»
Рассматривание иллюстраций, карточек с птицами, проживающими в нашем городе.
Наблюдения за птицами, прилетающими на участок детского сада.
Аудио прослушивание голосов птиц.
Передача образов птиц в движениях под музыку.
Ручной труд: «К нам в гости прилетели синицы и снегири»
Изготовление шапочек – атрибутов к подвижным играм.
Лепка «Учимся лепить птиц»
Аппликация «Снегири на ветке»
Пальчиковая гимнастика “Кормушка”, «Дятел».
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Пословицы и поговорки о птицах.
Заучивание русских народных потешек о птицах.
Чтение художественной литературы:
Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», И. Токмаковой «Голуби»
Г. Ладонщиков
«Галчата»,
И. Рубцов
«Ворона», Б. Уайлдсмит
«Как дятел сову спас».
Декабрь.
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника».
Подвижные игры: «Воробушек», «Совушка».
Дидактические игры: «Чьи следы», «Лото», «Где чье гнездо? «Сосчитай птиц», «Угадай, какая птица поёт», «Кто как кричит».
Театральная деятельность: «Умная сорока».
Познавательное развлечение с детьми «Синичкин день»
Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
Тестопластика: «Птички - невелички»
Поделки птиц из природного материала.
Заучивание стихотворений про птиц.
Рисование: раскраски «Птицы».
Изготовление «Паспорта птиц».
Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек - стая», «Сорока –белобока». Чтение художественной литературы:
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», М. Пляцковский
«Отчего галка черная»
,А. Барто
«Синици»,
«Снегирь».
Январь.
Дидактические игры: «Угадай, что за птица?», «Чем отличаются, чем похожи?», «Сложи картинку птички». «Птичьи следы», «Угадай птицу по описанию"»
Речевая игра «Назови ласково», «Скажи наоборот».
Подвижные игры: «Птички и кошка», «Воронята и лисица».
Театральная деятельность: «Серая шейка».
Беседа: «Зимующие птицы нашего края, «Что едят птицы зимой», «Как можно помочь нашим птицам»
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Конструирование из конструктора. «Кормушка для птиц»
Совместное участие детей и родителей в изготовлении кормушек для птиц. Развешивание кормушек на территории детского сада.
Наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада в кормушки. Кормление птиц. Чистка кормушек.
Наблюдение и сравнение птиц и следов на снегу под кормушками.
Совместно с родителями подготовить сообщения о птицах, живущих в парках Москвы.
Рисование. Коллективная работа: «К нам в кормушку птички прилетели»
Рисование: «Утки».
Игровое упражнение «Птичья столовая».
Загадывание загадок о птицах.
Заучивание считалки «Раз, два, три, четыре, пять буду я ворон считать».
Выставка рисунков «Птицы». Чтение художественной литературы:
«Л. Воронкова «Птичьи кормушки», «Покормите птиц» А. Яшин, Сказка «Как Воробьишко Африку искал. Часть 1. Перелетные птицы». Д. Мамин –Сибиряк «Серая Шейка».
3-й этап. Заключительный.
Подведение итогов.
В реализации проектной деятельности :
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы нашего города» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам
(дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Люди и птицы друзья, они живут в тесной взаимосвязи и не могут друг без друга, поэтому люди должны помогать зимой птицам выжить, чтобы сохранить птиц, а птицы помогут людям сохранить зелёные леса и избавится от вредных насекомых.
Список используемой литературы:
1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду,
3. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
4. И. М. Молчанова. Экологические беседы для дошкольников.
5. В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
6. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в средней группе детского сада.