Вера Крашенинникова
Познавательно-исследовательский проект «Почва — живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Почва – живая земля»
Руководитель проекта : Крашенинникова В. Г.
Вид проекта : педагогический, групповой, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный. Срок реализации: 3 месяца.
Участники проекта : дети старшей группы «Радуга», родители, воспитатели.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Проблемные вопросы проекта :
Основопологающий вопрос: Что такое почва?
1)Что содержится в почве?
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Почва — живая земля“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2)Какая бывает почва?
3)Для чего нужна почва?
4)Какие животные и насекомые живут в почве?
5)Почему нужно беречь почву?
Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, что есть жизнь в почве.
Цель:
1)Дать представление о почве, ее значении.
2)Развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную и сухую почву, свойства почвы).
3)Развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять их в жизнедеятельности.
Задачи:
1)Сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли.
2)Учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности.
3)Учить фиксировать результаты исследований.
4)Учить формулировать выводы.
5)Формировать интерес к явлениям окружающего мира.
Продукт проекта.
Публичная защита проекта «Есть ли жизнь в почве?»
Лэпбук «Почва»; изготовление макета.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество, социализация.
Материально – техническая база для реализации проекта :
1. Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем, торф, хвойная почва)
2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования
3. Тематическая подборка слайд-шоу;
4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.
5. Емкости с водой для проведения опытов;
6. Семена: горчица для посадки.
7. Коллективная работа «Подземное царство»
8. Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)
9. Фартуки-шапочки;
10. Микроскоп, лупа
Ход проекта:
I ЭТАП.
Подготовительный (разработка проекта)
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической и художественной литературы;
- оформление информационной копилки по данной тематике;
- составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в свободной деятельности.
Совместная деятельность с детьми:
- ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.
Совместная деятельность с родителями воспитанников:
- введение родителей в проблемную ситуацию;
- определение круга актуальных и посильных задач.
II ЭТАП.
Исследовательский. Выполнение проекта.
Работа с детьми.
Раздел программы. Формы, методы и приемы работы.
Познавательнаядеятельность :
- Занятие «Что такое почва?»
- Эксперименты:
1. Виды почв.
2. Из чего образована почва?
3. Свойства почвы.
- Опыты:
1. Есть ли в почве вода?
Влажность почвы мы определяли спустя неделю после дождя. Для этого взяли образец почвы из клумбы дошкольного участка. Пыли не было и образец показался нам теплым и прогретым, значит почву сухой назвать нельзя. После этого мы положили образец в фильтрованную бумагу и сжали его. То место, где была почва, стало влажным. На этом основании мы сделали выводы о том, что почва на учебно-опытном участке влажная.
2. Есть ли воздух в почве?
В стакан с водой бросим комочек почвы. Из почвы стали выходить пузырьки. На основании этого можно сделать вывод: это воздух, содержащийся в почве.
3. Есть ли в почве перегной?
Сначала рассмотрели перегной под лупой, увидели песок, камни, палки, иголки, а потом…
Значит это и есть перегной.
4. Узнаем свойства песка и глины
«Влажная почва. Ее свойства»
5. Влияние почвы на рост растений :
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее?
Чтобы проследить за ростом растений, мы провели опыты. Подготовили для эксперимента почвы разных видов и семена горчицы.
Горчица взошла дружно. В черноземной почве на 4 деньможно увидеть маленькую щетинку этого интересного растения, в глинистой на 7деньа песчаной на 5 день. В черноземной почве побеги гуще и выше, чем глинистой и песчаной рыхлой почве.
14 дней с начала эксперимента горчица дружно растёт в глинистойи черноземной почве, а впесчаной растёт плохо, едва всходит.
Результаты опытов через 20 дней.
Горчица в черноземной почве все же выросла на 2 смвыше чем в глинистой почве, в песчной почве без удобрений растение низкое и слабое и концы побегов пожелтели, значит, растениям не хватало влаги и питательных веществ.
Итоги экспериментов:
При более внимательном изучении почвы с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам:
- в состав почвы входят : воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина;
- состав почвы влияет на рост растений;
- при благоприятных условиях растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;
- всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
- при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают.
- Беседы:
«Образование почвы»
«Как сохранить почву?»
«Что содержится в почве?»
Беседы:(«Почва, чудесная кладовая», «Как человек ухаживает за землей?», «Кто живет под землей?», «Береги землю!», «Что можно сделать из песка и глины?»
- Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы».
-Как растения пьют воду?
-Огород на окошке
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
- Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Насекомые являются одними из древнейших представителей животного мира нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые – самые многочисленнее обитатели нашей земли, они составляют около 90% всех животных. Сегодня по подсчетам ученых число известных видов насекомыхдостигло уже почти двух миллионов различных видов. И каждый год в этот список добавляется около семи тысяч видов насекомых, о которых ранее зоологи даже не имели никакого представления. Существует около 5 000 разновидностей стрекоз, 2 000 богомолов, 20 000 кузнечиков, 170 000 бабочек и моли, 120 000 мух, 82 000 клопов, 360 000 жуков, и 110 000 пчел, ос и разновидностей муравьев, описанных до настоящего времени. Общее количество разновидностей, включая еще не изученных, составляет от двух до пятидесяти миллионов; в результате последних исследований одобрена более низкая цифра – приблизительно от шести до десяти миллионов. Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.
- Наблюдения в природе.
Обеспечение:
Методическое:
1. Рыжова Н. А. Наш дом природа. М., 1998 г.
2. Попова Т. И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
3. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
4. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в детском саду. М., 2007 г.
5. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
7. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
8. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
9. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.
10. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
11. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. ,2005 г.
12. Нищева. Н. В. Познавательно - исследовательская деятельность опыты, эксперименты. 2013г.
Художественная литература:
Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).
Чтение стихов о почве (Рыжова Н.).
Просмотр мультфильмов «Дюймовочка», «Лунтик», «Урожай».
Игроваядеятельность:
Игра - викторина «Отгадай загадку»
Игра «Подземные жители»
д/и «Удивительный песок»
п/и «Цветы на лугу»
«д/и Да—Нет».
Изобразительная деятельность:
- Рисование на тему: «Растительный мир глазами детей»
- Рисование на тему: «Животный мир»
- Выставка рисунков «Почва в природе»
Работа с родителями:
Информационно –
наглядная - Выставка книг «Почемучка».
- Рекомендации в родительском уголке.
-Изготовление папок по теме «Есть жизнь в почве»
Коллективная -Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».
-Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».
Индивидуальная -Беседы:
«Как вести познавательную беседу».
«Как читать познавательную литературу».
«Как смотреть познавательное видео и программы».
Познавательная Творческая -Творческая мастерская»
Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», макета,
альбомов на темы: «Насекомые – вредители сада и огорода», «Существа, которые живут под землей», «Цветы Урала», «Деревья и кустарники».
III ЭТАП.
Заключительный. Обобщающий
- Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы;
- презентация проекта «Есть жизнь в почве»;
-изготовление макета;
-изготовление лэпбука
Результаты работы над проектом дети узнают, что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы : значения почвы для роста растений, для жизни людей.
Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.
Взаимодействие с родителями.
Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничества участниками.
Диагностирование результативности реализации проекта.
Для педагога:
Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий, удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.
Практическая значимость проекта
Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.