Туяна Манзарова
Познавательно-исследовательский проект «Наблюдения за насекомыми» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад №1 «Номина» г. Улан-Удэ,Республика Бурятия
Подготовили воспитатели: Манзарова Туяна Жаргаловна, Мельник Елена Анатольевна
Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе : «Наблюдения за насекомым
и».[/b]
Цель проекта: обобщить знания детей о живой природе, способствовать развитию познавательных интересов.
Задачи:
1. Образовательные
- расширить знания о насекомых;
- учить решать проблемные задачи;
2. Развивающие
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Наблюдения за насекомыми“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- развивать любознательность, память, внимание, мышление;
- развивать творческое воображение, умение фантазировать;
- способствовать развитию познавательных интересов;
3. Воспитательные
- учить способам самостоятельного познания;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
Вид проекта: групповой, краткосрочный с 29 мая -7 июня 2019г.
Участники проекта:
- дети средней группы.
- воспитатели
- родители воспитанников.
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая есть не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества, сотворчества. Для того, чтобы преодолеть интеллектуальную пассивность детей, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность в познавательно – исследовательскую, направленную на познание окружающего мира. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок все видит, слышит и делает сам. На этом и основывается выбор темы данного проекта.
Предполагаемый результат:
Обогащенное представление детей об объектах живой природы (насекомые, освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, повышение интеллектуальной активности, любознательности и интересов детей.
Работа с родителями:
1. Консультация «Как знакомить дошкольников с живой природой?»
2. Рекомендации, как провести наблюдения за живой природой.
3. Консультация : «Рекомендуем почитать вместе с детьми».
5. Выставка творческих рисунков совместно с детьми: «Насекомые».
Наблюдение за насекомыми на прогулке в подготовительной группе.
Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Научить сравнивать их по существенным общим признакам. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратить внимание на длинные усы жуков-усачей. Показать божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотреть бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Рассмотреть муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле.
«За божьей коровкой».
Цель: Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки. Воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому. Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения.
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю.
«За комаром».
Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида комара; развивать наблюдательность, любознательность.
Сведение о комаре: У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. У комаров есть «уши», которые находятся в усах. Комары-самцы питаются сладким нектаром цветов и соком растений, а самки сосут кровь. Комары — вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.
«За стрекозой».
Цель: познакомить детей с особенностями внешнего вида и образом жизни стрекозы. Закрепить знания детей о строении насекомого: три пары ножек, пара усиков, тело состоит из трех частей – голова, грудь, брюшко. Учить детей понимать образные выражения и сравнения.
Сведение о стрекозе: Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых. Самих стрекоз поедают птицы, а личинки стрекоз – неплохой корм для рыб. Потому что самка – стрекоза-мама – пролетая над водоемом, роняет яйца в воду. Из яиц вылупляются личинки и живут на дне под водой. Поджидают добычу в засаде. Потом подрастают личинки, выползают на берег, распрямляют крылья, и вот уже летит стрекоза. Но живет стрекоза недолго – 1,5-2 месяца.
«За бабочкой»
Цель: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого. Учить детей поддерживать беседу, умеет слушать взрослого и друг друга, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).
Сведение о бабочке: У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
«За пауком»
Цель: продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни; формировать интерес к окружающему миру.
Сведение о пауке: Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину. Пауки — хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети — паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.
«За дождевыми червями».
Цель: формировать представление детей о дождевом черве и приносимой им пользе, понятие о том, что в природе все взаимосвязано. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные признаки объекта, углублять и конкретизировать представления об условиях жизни дождевых червей.
Сведение о дождевом червяке: Червяк длинный, похож на веревочку, у него нет ног. Червяк ползет по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят её. Через ходы червяков дышат корни растений.
«Шмель»
Цель: Расширять знания детей о внешнем виде шмеля и его значении.
Понаблюдать, как красиво, жужжа, порхает над цветами шмель.
Предложить рассмотреть внешний вид шмеля, части тела, узнать, чем он питается, какую пользу приносит растениям.
Вопросы к детям: - Кто мне опишет внешний вид шмеля?
- Какую пользу шмель приносит растениям?
- Что делает шмель, перелетая с цветка на цветок?
Загадки:
Отправляясь в свой полёт,
Он гудит, как самолёт!
Пролетая над полями,
Над душистыми цветами,
Собирает с них пыльцу
И несёт её к крыльцу.
Быстро в норку заползает
И на время затихает.
Кто же этот странный зверь?
Это наш мохнатый. (шмель)
1.«Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!»
– И покраснела…
(Божья коровка)
2. Я цветок сорвать хотел,
Но цветочек улетел.
(Бабочка)
3. В небе кружит,
Весело жужжит.
Приземлился на сук.
Кто же это?.
(Жук)
4. Он прыгучий и живой,
Летом скачет над травой.
Зелен, словно огуречик,
Это маленький…
(Кузнечик)
5. Над черёмухой весною
Он кружится беспокойно.
Описал над нами круг грозным гулом…
(Майский жук)
6. Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?.
(Муравей)
7. Как жужжу я жарким днем,
Слышало любое ухо.
Я влетаю в каждый дом,
Знают все меня! Я – …
(Муха)
8. Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят — у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я …
(Оса)
9. Сеть плетет, но не рыбак,
Ниток не держал в руках,
Поджидая глупых мух,
В уголке сидит…
(Паук)
10. Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая…
(Пчела)
11. Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
Музыканта звать…
(Сверчок)
12. Вдруг зажегся на травинке
Настоящий огонек.
Это с лампочкой на спинке
Сел на травку…
(Светлячок)
13. На ромашку у ворот
Опустился вертолёт —
Золотистые глаза.
Кто же это?.
(Стрекоза)
14. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
15. Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
(Осы)
16. Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)
17. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
18. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(Муравьи)
19. Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шёлком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шёлк!
(Паук)
20. Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
21. Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет.
(Гусеница)
22. Днём – обычный он жучок,
Ночью — яркий маячок,
Между трав лесных сияет.
Кто загадку отгадает?
(Светлячок)
23. Муравьи никогда не спят, а стрекоза живет 24 часа. Скорпионы могут ничего не есть почти два года, а клещи — до 10 лет.
24. Нужно столько мне сапожек,
Что порой бросает в жар.
В день ненастный,
В день погожий —
Надеваю двадцать пар.
(Сороконожка)
25. В пустом дупле —
По сто домов,
По сто котлов,
В середине — ярмарка.
(Пчелиный Улей)
26. Живое существо с самым большим мозгом по отношению к телу – муравей.
27. Все они летают,
Скачут, ползают, парят,
Красотой нас удивляют,
Пользу так же принося!
(Насекомые)