Нелли Волкова
«Чистые ручки». Познавательно-исследовательский проект в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чистые ручки».
Срок реализации: краткосрочный.
Вид проекта : групповой, познавательно – игровой, направлен на изучение культурно – гигиенических навыков.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Актуальность проекта : тема проекта выбрана не случайно, так как проблема сохранения и укрепления здоровья детей была и остается на современном этапе актуальна. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. Не все дети пришедшие в детский сад из дома имеют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: некоторые не умеют умываться, последовательно мыть руки, вытирать их индивидуальным полотенцем, потому важно развивать гигиеническую культуру младших дошкольников. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Темочки:
Проблема проекта : отсутствие у детей культурно – гигиенических навыков.
Цель проекта : формировать культурно – гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
Образовательная:
Дать представление о здоровом образе жизни.
Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
Закреплять знания детей о последовательности действий при мытье рук.
Укрепить связи между детским садом и семьей, в вопросах формирования у детей культурно – гигиенических навыков.
Уточнить и систематизировать знание детей о необходимости гигиенических процедур.
Развивающая:
Развивать культурно – гигиенические навыки у детей.
Развивать речь, память, внимание.
Развивать умение работать в коллективе.
Воспитательная:
Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
Формы реализации проекта :
Занятия,
Беседы с детьми о культурно – гигиенических навыках,
Чтение художественной литературы,
Рассматривание иллюстраций,
Продуктивная деятельность,
Подвижные игры,
Дидактические игры,
Работа с родителями.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Художественно – эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Предполагаемый результат:
Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполнять гигиенические процедуры.
Умение владеть доступными навыками самообслуживания (дети засучивают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки).
Формирование и желание и стремление вести здоровый образ жизни.
Формирование элементарных представлений о ценности здоровья у детей и родителей.
I Подготовительный этап:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Подборка художественной литературы.
3. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
4. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
5. Подготовить информацию для родителей по теме проекта.
6. Привлечь родителей к реализации проекта.
II Основной этап:
1. Занятия.
2. Беседы, рассказы.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проговаривание потешек во время К. Г. Н.
5. Заучивание пальчиковых игр.
6. Продуктивная деятельность.
7. Игры.
Участие родителей в проекте :
Изготовление папки – передвижки «Культурно – гигиенические навыки в младшей группе».
Консультация для родителей «Как приобщить к гигиене и самообслуживанию».
Выполнение домашних заданий для детей и родителей – сделать книжку – малышку по теме проекта.
III Заключительный этап:
Выставка рисунков – «Мы за здоровый образ жизни».
Представить результаты совместного творчества детей и родителей «Книжки – малышки».
Организация ООД на тему: «Надо, надо умываться».
I Основной содержательный этап:
1. Познавательная беседа : «Кто опрятен тот приятен».
Цель: закрепить культурно – гигиенически навыки, воспитывать желание быть опрятными.
1 Неделя.
1 день:
а) Беседа на тему: «Перед едой мой руки с мылом».
Цель: закрепить культурно – гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
б) Д / игра: «Угостим кукол чаем».
Цель: учить правильно, ставить посуду на стол (последовательность)
Игровая ситуация: «Купание куклы».
Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
в) П / игра: «Беги к тому, что назову».
Цель: развивать у детей ловкость, быстроту.
г) Чтение: разучивание потешки: «Водичка – водичка».
Цель: закрепить последовательность умывания.
2 день:
а) Продуктивная деятельность: «Наливные яблочки».
Цель: продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, правильно держать карандаш, закрашивать не заходя за контур.
б) Д / игра: «Подбери предметы личной гигиены».
Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
в) П / игра: «Дождик и солнце».
Цель: учить детей быстро реагировать на сигнал воспитателя. Быть ловкими, быстрыми, смелыми.
г) С / р игра: «В гости кукла к нам пришла».
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей. Помогать детям налаживать взаимодействие в игре.
3 день:
а) Беседа на тему: «Учись есть не спеша и аккуратно».
Цель: закрепить культурно – гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
б) Д / упр: «Моем чисто руки и лицо».
Цель: закрепить последовательность умывания.
в) ФЭМП.
Цель: совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.
г) П / игра: «Зайка белый умывается».
Цель: активизировать двигательную активность. Заинтересовать детей к выполнению упражнений, вызвать положительные эмоции.
д) Чтение: «Мойдодыр» К. Чуковский
Цель: познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Мойдодыр»; формировать умение детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запомнить, слушать сказку, следить за развитием действий, сопереживать герою произведения.
е) Наглядная информация для родителей на тему: «Вода – средство закаливания дошкольников».
Цель: познакомить родителей с правильной процедурой закаливания детей дошкольного возраста. Необходимо объяснить детям, что нужно делать при закаливании.
4 день:
а) Беседа на тему: «Не болтай за столом».
Цель: закрепить культурно – гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
б) Игровая ситуация: «Купание куклы».
Цель: учить детей пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены.
в) Чтение рассказа: «Девочка чумазая».
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказ. Воспитывать интерес к книгам и иллюстрациям, желание их рассматривать и обмениваться впечатлениями.
г) П / игра: «Ручеек».
Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
5 день:
а) Беседа на тему: «Чистота и здоровье».
Цель: закрепить культурно – гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными, учить правильно вести себя за столом, кушать самостоятельно, аккуратно, пользоваться салфеткой после еды.
б) Словесная игра: «Полезно – вредно».
Цель: дать представление, что вредно, а что полезно для здоровья.
в) П / игра: «Хоровод капелек».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности.
г) Чтение сказки: «Купание медвежат».
Цель: развивать у детей умение связывать отдельные части рассказа; передавать точно, последовательно, выразительно. Упражнять детей в подборе синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам, соответствующим определенной ситуации.
2 Неделя.
1 день:
а) Беседа на тему: «Как правильно вести себя за столом».
Цель: закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
б) Д / упр: «Покажем кукле Кате как мы накрываем на стол».
Цель: учить правильно ставить посуду на стол (последовательность).
в) П / игра: «Лягушки и цапля».
Цель: развивать у детей ловкость, быстроту. Учить прыгать вперед – назад через предмет.
г) Чтение: «Экологическая сказка про воду».
Цель: активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия: продолжать формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя.
2 день:
а) Беседа на тему: «Кто опрятен, тот приятен».
Цель: закрепить культурно – гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
б) И / упр: «Накормим куклу Катю».
Цель: закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
в) П / игра: «Море волнуется».
Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.
г) Продуктивная деятельность на тему: «Платья для куклы Тани».
Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены; учить раскрашивать рисунки, не вылезая за контур.
д) Наглядная информация для родителей на тему: «Береги воду».
Цель: выяснить, почему к воде необходимо бережное отношение.
3 день:
а) Беседа на тему: «Свойства воды».
Цель: закрепить представление о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости. Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последовательности.
б) Д / игра: «Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
в) С / р игра: «В гости кукла к нам пришла».
Цель: учить пользоваться расческой как индивидуальным предметом. Закрепить последовательность умывания.
г) ФЭМП.
Цель: продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке. Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.
4 день:
а) Беседа на тему: «Чистый нос».
Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.
б) ООД на тему: «Кукла Катя в гостях».
Цель: дать детям первоначальное представление о том, что здоровье зависит от самих себя: от умения соблюдать правила личной гигиены (мытья рук, использования индивидуальных полотенец). Продолжить развивать навыки отгадывания загадок. Закрепить названия предметов личной гигиены и их назначение. Закрепить знания о свойствах воды и мыла.
в) П / игра: «Караси и щука».
Цель: упражнять детей в беге. Закрепить умение быстро менять направление движения, действовать по сигналу.
г) Чтение рассказа: «Самое страшное».
Цель: продолжать учить детей пересказывать текст с помощью воспитателя; развивать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц.
5 день:
а) Беседа на тему: «Вода в жизни людей».
Цель: расширить знание детей о значении воды в жизни человека. Прививать бережное отношение к себе.
б) Д / упр: «Почему у Саше мокрая рубашка».
Цель: Сконцентрировать внимание детей на том, что перед мытьем рук следует закатывать рукава; побуждать обращаться за помощью к взрослому; приучать правильно и тщательно мыть руки. Отрабатывать элементарные навыки поведения (правильно пользоваться столовой ложкой, салфеткой, не крошить хлеб)
в) Рассматривание сюжетной картины «За обедом».
Цель: закрепить назначение посуды, последовательность действий. Приучать к аккуратности.
г) С / р игра: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
Цель: учить детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.
3 Неделя:
1 день:
а) Беседа на тему: «Я сам».
Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.
Приучать вежливо, выражать просьбу о помощи; закреплять умение самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
б) И / упр: «Делаем прическу».
Цель: учить пользоваться расческой как индивидуальным предметом. Развивать предпосылки к сюжетно – ролевой игре.
в) Чтение сказки: «Федорино горе».
Цель: закрепить название посуды и правила поведения за столом.
в) П / игра: «Подвижная игра «Хоровод»
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.
2 день:
а) Беседа на тему: «Мыло душистое».
Цель: побуждать самостоятельно, брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
б) Д / игра: «Вымоем кукле руки».
Цель: Сформировать у детей привычку следить за своим внешним видом, навыки пользования салфеткой во время еды, потребность мыть руки после прогулки, после туалета, перед едой.
в) П / игра: «Подвижная игра «Карусель»
Цель: развивать у детей равновесие в движении, навык бега, повышать эмоциональный тонус.
г) Продуктивная деятельность на тему: «Закрашивание капельки».
Цель: закрепить с детьми навыки личной гигиены. Учить раскрашивать рисунки не вылезая за контур.
д) Наглядная информация для родителей на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей».
3 день:
а) Беседа на тему: «Сухие рукава».
Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем; формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки и тщательно смывать грязь.
б) Д / игра: «Покажем Петрушке, как надо вытирать руки насухо».
Цель: насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком.
в) ФЭМП.
Цель: учить сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.
г) П / игра «Воробушки и автомобиль».
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
д) С / р игра: «Катя заболела».
Цель: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
4 день:
а) Беседа на тему: ««Любим умываться».
Цель: формировать у детей культурно - гигиенические навыки, способствовать правильному использованию индивидуального полотенца, закреплять умение вешать его на место.
б) Д / упр: «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол».
Цель: закрепить последовательность действий.
в) Чтение сказки: С. Бялковская «Юля – чистюля».
Цель: продолжать учить детей внимательно слушать сказку. Воспитывать культурно – гигиенические навыки у детей.
г) Продуктивная деятельность по теме: «Правила личной гигиены» (лепка).
Цель: Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.
Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования. Закреплять приёмы лепки из пластилина.
д) П / игра «Раз, два, три – беги!»
Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
5 день:
а) Беседа на тему: «Поведение за столом».
Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
б) Д / игра: «Назови действие».
Цель: определять действие по показу.
в) П / игра: «Вейся, венок».
Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.
г) Чтение произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша».
Цель: Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид: подтянуть колготки и носки, расправить рубашку и т. д.
д) С / р игра: «Больница».
Цель: познакомить с профессией врача; учить брать на себя роль в соответствии с сюжетом игры.
4 Неделя:
1 день:
а) Беседа на тему: «Одевание–раздевание».
Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о
помощи, употребляя вежливые слова.
б) Игровое упражнение: «Раздень куклу Машу».
Цель: Совершенствовать умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
в) П / игра «Акула и рыбки»
Цель: развитие умения у детей бегать в определённом направлении; ориентироваться в пространстве.
г) Чтение: потешка «Чистая водичка» В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Продолжать учить правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Вешать полотенце на место. Учить проявлять аккуратность: не мочить одежду, не разбрызгивать воду.
д) Продуктивная деятельность: «Платье для куклы Наташи».
Цель: Расширять представления детей о видах одежды; Развивать художественное восприятие детей; Развивать внимание; Упражняться в умении выполнять различные движения по тексту.
2 день:
а) Беседа на тему: «Мы правильно моем ручки».
Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.
б) Экспериментальное занятие.
Тема: «Ты вода-водица, друг ты мой студеный»
Цель: продолжение знакомства детей с основными свойствами воды.
Задачи: ознакомить детей со свойствами воды: бесцветная; прозрачность, безвкусная, не имеет запаха; уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
в) Д / игра «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты».
Цель: Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
г) Продуктивная деятельность: «По теме: «Платочки для белочек» (Аппликация)
Цель: учить детей наклеивать узоры из кругов и квадратов, сравнить по форме и размеру платочек и полотенце; совершенствовать технику наклеивания, совершенствовать навыки исследовательской деятельности, выявить свойство мыльной воды – образовывать пузыри, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, прививать желание делать добрые дела.
д) П / игра: «Мой весёлый звонкий мяч».
Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут, произнесены последние слова.
е) Наглядная информация для родителей: «Почему ребенок часто болеет в детском саду.
3 день:
а) Беседа на тему: «Водичка, водичка».
Цель: развивать умение брать мыло из мыльницы, намыливать руки до белой пены, хорошо смывать грязь; воспитывать самостоятельность, умение правильно и тщательно мыть руки.
б) Д / игра «Как мы помогали собираться кукле в гости к мишке».
Цель: Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Закреплять умение аккуратно складывать сою одежду в шкаф или на стульчик перед сном. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.
в) ФЭМП.
Цель: продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько. Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.
г) П / игра «Снег идёт».
Цель: научить соотносить собственные действия с действиями участников игры; упражнять детей в беге, делать повороты вокруг себя.
д) С / р игра: «День рождения Степашки».
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».
е) Наглядная информация для родителей на тему: «Формирование культурно – гигиенических навыков.
4 день:
а) Беседа на тему: «Мы едим».
Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.
б) Д / игра «Поучимся помогать товарищу».
Цель: Учить видеть непорядок в одежде товарища и предлагать ему свою помощь
в) Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девочка аккуратная».
Цель: Совершенствовать навыки мытья рук и лица. Учить правильно сморкаться.
г) Продуктивная деятельность: по теме: «Полосатые полотенца для лесных зверушек» (рисование).
Цель: Закрепление умений детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике, используя нетрадиционную технику рисования: рисование ватными палочками.
д) П / игра «Солнышко и дождик».
Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
е) Предложить родителям вместе с детьми подобрать загадки о здоровье, сделать «Книжки – малышки» и вместе оформить книжки на заданную тему.
Цель: закрепить знание детей о культурно – гигиенических навыках.
5 день:
а) Беседа на тему: «Где моё полотенце?».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.
б) Д / игра «Поучим зверюшек застегивать пуговицы».
Цель: Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении пользоваться различными видами застежек. Закреплять умение аккуратно складывать сою одежду в шкаф или на стульчик перед сном. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.
в) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тема: "Тонет - не тонеьт"
Цель: развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей; учить слушать потешки, формировать умение включать движение рук по предметам в процессе знакомства с ним; умение произносить их с использованием действий; умение называть свойства, предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде); стимулировать интерес к играм с использованием воды; формировать представления о безопасном поведение играми с водой;
г) П / игра «Самолёты».
Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
д) С / р игра: «Собираемся на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
II Этап заключительный:
• ООД на тему: «Надо, надо умываться».
• Выставка детских работ, представить результаты совместного творчества детей и родителей «Книжки – малышки».
• Выставка рисунков на тему: «Надо быть спортивным и здоровым».
Ожидаемый результат:
В процессе работы дети самостоятельно научились мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем. Большинство детей научились держать ложку правильно, есть самостоятельно или при небольшой помощи взрослого. Также постепенно дети учатся самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены – носовым платком, полотенцем, туалетом.
Дети научились самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах воспитания у детей культурно – гигиенических навыков.
Список используемой литературы:
1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи».
2. Л. Н. Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром».
3. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
4. Эдаева А. Ж. Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста, или как привить малышу культурно-гигиенические навыки.