МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект «Моя Родина — край Нижегородский»

Татьяна Лузгина
Познавательно-исследовательский проект «Моя Родина — край Нижегородский»
▼ Скачать

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Вадского муниципального округа Нижегородской области

Познавательно-исследовательский проект

«Моя Родина – край Нижегородский»

Лузгина Татьяна Леонидовна

воспитатель 1 категории

с. Вад 2021 г.

Паспорт проекта " Моя Родина – край Нижегородский"

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Моя Родина — край Нижегородский“» размещена в разделах

Сфера реализации Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Участники проекта Дети дошкольного возраста (4-5лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

Возраст детей 4-5 лет

Срок реализации 3 месяца

Типовые особенности проекта По характеру создаваемого продукта: исследовательско — творческий

По временным рамкам: долгосрочный

По количеству участников: коллективный

Актуальность Приоритетной целью современного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Для этого необходимы сформированность гражданской позиции, воспитание патриотизма и любви к своей стране; знание прошлого и настоящего своего народа, осознание своей принадлежности, знание языка и истории, основ культурного наследия.

В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Поэтому вопрос формирования краеведческих знаний является актуальным для современного образования.

В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. В связи с этим стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства, пока идет период становления личности, закладываются основы гражданских чувств, основы патриотизма.

Инновационность Данный проект содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по формированию нравственно-патриотического воспитания и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа для детей дошкольного возраста.

В процессе реализации используются современные развивающие технологии: проектирование, технология формирования исследовательского поведения дошкольников,

Цель Организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем и приобщению детей к культурному наследию своего народа.

Задачи 1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

3. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры и традиций родного края.

4. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Нижегородской области.

Планируемые результаты - обогатятся знания детей о своем поселке, районе, округе, познакомятся с символикой;

- познакомятся с творчеством, культурой, фольклором, традициями и обычаями, научится понимать себя как часть общества;

- обогатятся знания детей о животном и растительном мире Нижегородской области;

- во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных;

- расширится словарный запасу детей разовьется наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру;

- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания;

- укрепятся детско-родительские отношения, родители из наблюдателей перевоплотятся в активных участников жизни детей в детском саду;

- пополнится развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду;

- дети осознают свои обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

Разработчик проекта Лузгина Татьяна Леонидовна, воспитатель

Пояснительная записка

Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Д. С. Лихачев писал: «Чтобы любить Родину, надо знать, за что ее любить, надо знать ее историю, знать героев и их великие подвиги». Только дав ребенку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.

Любовь к своей стране начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Поэтому вопрос формирования краеведческих знаний является актуальным для современного образования. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Краеведческое образование последнее время стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса современного детского сада. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми. Его значение трудно переоценить, воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, позволяет лучше почувствовать родной город, край, а значит стать созидателем своей малой Родины. Краеведение раскрывает связи родного края с Родиной. Воспитывая любовь к своему краю, мы подводим детей к пониманию, что он – частица России.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность, значимость темы проекта

Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Наш проект направлен на ознакомление детей с Нижегородской областью, с родным краем, с малой Родиной.

Новизна: Новизна идеи состоит в том, что данный проект может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями через разные виды детской деятельности начиная с младшего возраста. В дошкольном возрасте используются современные развивающие технологии: проектирование, технология формирования исследовательского поведения дошкольников и д. р.

Педагогическая целесообразность:

Необходимость разработки, реализации и использования проекта в образовательном процессе обусловлено следующим:

Воспитание уважительного отношения к стране необходимо начать с воспитания любви и привязанности родному краю, его природе, людях, культурному наследию. Гордиться страной ребенок будет, если мы научим его гордиться своей Малой Родиной.

Патриотические чувства формируются в дошкольном возрасте, с воспитания любви к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала. Чтобы стать патриотом своей Родины, ребенок должен, прежде всего, испытывать гордость и уважение к своей семье; знать культуру и историю родного города, края, историческое прошлое; любить родную природу; гордиться людьми, прославившими город, район, округ.

Результаты педагогических исследований (анкетирование, беседы, диагностика, проведенных среди детей и родителей воспитанников, показали, что знания о истории родного, природе, традициях родного края, крайне скудны. Опрос родителей показал, что они имеют не достаточно полное представление о событиях, происходящих в округе, не знают знаменательных дат, имеют скудные представления об истории родного края, часто не могут рассказать о них своим детям. Имеется дефицит знаний о прошлом и настоящем родного города, района. В связи с этим назрела необходимость решения проблемы воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Реализация данного проекта поможет решить эту проблему.

Значимость. Реализация проекта повысит эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми, сформирует систему работы и создаст условия для развития познавательной активности детей, формированию патриотических чувств через краеведческие материалы.

Инновационность проекта

Данный проект содержит теоретические и практические материалы по краеведению, помогающие организовать работу по формированию нравственно-патриотического воспитания и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию своего народа для детей младшего дошкольного возраста.

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю родного села, района, познакомятся с героями родного края, растениями и животными, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей.

В процессе реализации активно используются современные развивающие технологии проектирование, технология формирования исследовательского поведения дошкольников.

Методологические основы проекта

Многообразные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.). Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста и начинать это надо с любви к родному краю.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашла отражение во многих работах современных педагогов (Н. В. Алешина, О. Н. Баранникова, О. С. Богданова, Е. Н. Воронова, Н. В. Ипполитова, Н. Г. Комратова, В. И. Луговинов, М. Д. Маханева, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.).

Научные исследования О. И. Жуковской, А. А. Люблинской, Т. А. Марковой, Р. С. Буре, М. Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств.

Согласно исследования Л. И. Божович, В. Г. Мухиной, формирование патриотических чувств определено возрастными характеристиками дошкольников: большая познавательная активность, впечатлительность, эмоциональная открытость, подражательность, доверчивость.

Практическая значимость проекта

Результаты работы над данным проектом расширят представления детей о родном крае. Дети узнают о героическом прошлом родного края, людях, прославивших свой край. Дошкольники познакомятся с народным творчеством и обычаями. Обогатятся знания детей о животном и растительном мире, природных богатствах, достопримечательностях, памятниках.

Подобранный информационный материал для педагогов будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей через использование краеведческого материала.

Данный проект могут использовать в своей деятельности педагоги, заинтересованные в нравственно-патриотическом воспитания детей дошкольного возраста через краеведение.

Цели и задачи проекта

Цель: организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным краем и приобщению детей к культурному наследию своего народа.

Задачи:

1. Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.

2. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

3. Формировать духовно-нравственные чувства на основе изучения культуры и традиций родного края.

4. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи через ознакомление с культурным наследием Нижегородской области.

Планируемые результаты

- обогатятся знания детей о своем селе, районе, округе, познакомятся с символикой;

- познакомятся с творчеством, культурой, фольклором, традициями и обычаями;

- обогатятся знания детей о животном и растительном мире Нижегородской области;

- познакомятся с знаменитыми людьми района, округа, поселка;

- во время прочтения художественной литературы узнают некоторые особенности животных;

- расширится словарный запас;

- у детей разовьется наблюдательность, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру;

- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания;

- укрепятся детско-родительские отношения, родители из наблюдателей перевоплотятся в активных участников жизни детей в детском саду;

- пополнится развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду;

дети осознают свои обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

Содержание проекта, этапы реализации

Данный проект ориентирован на детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, истории, традициям, культуре и быту родного края.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности родного края

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный. Срок реализации 3 месяца

Этапы реализации проекта

Этап Срок Цель Результат

1. Организационно-подготовительный июнь 2021 г. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Составление тематического планирования мероприятий. 1. Разработан проект «Моя Родина – край Нижегородский»

2. Проведен опрос родителей.

3. Разработан перспективный план работы по реализации проекта

4. Разработаны консультации для родителей.

5. Разработаны конспекты ОД

2. Организационно-практический Июль 2021 г. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков. 1. Реализован план работы проекта.

2. Разработаны тематические стенды и альбом «Мое родное село Вад», фотовыставки.

3. Организованы выставки детского и семейного творчества.

4. Оформлен центр «Мой край родной», "Красная книга Нижегородской области»

5. Изготовлена диорама «Царство лесных животных».

3. Презентационно - завершающий Август 2021 г. Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация проекта. 1. Анализ ожидаемых и имеющихся результатов.

2. Обобщение опыта на педагогическом совете. Публикация материала в сети Интернет на сайте :Урок РФ.

Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации проекта «Моя Родина – край Нижегородский»

месяц

Тема месяца

Вид деятельности Взаимодействие с

родителями

Средняя группа

июнь "Я. И моя семья" Беседа «Кто я?» Подборка фотографий по данной теме

Целевая прогулка «Осень на участке детского сада» Консультация для родителей «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье»

Чтение и разучивание стихов по теме Привлечение родителей к оформлению развивающей среды группы

Рисование «Моя семья» Привлечение к разработке и реализации проекта

Результат Оформление альбома «Мое родное село Вад»

июль «Мой детский сад» Беседа на тему: «Что такое детский сад?» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»

Экскурсия по детскому саду Привлечение родителей к созданию книжек-малышек

Досуг «Дружат в нашей группе» Участие в досугах

Чтение сказок Оформление центра «Мой край родной»

Результат Создание книжек-малышек «Профессии детского сада»

август «Моя улица. Мое село» Беседа с просмотром видеофильмов, фотографий «Улицы нашего села» Совместное творчество родителей и детей : рисование на тему: «Дом, в котором я живу»

«Синичкин день» Изготовление кормушек

Конструктивно-модельная деятельность «Улицы моего села» Создание макета улицы (для игр детей)

Результат Фотовыставка «Дом, в котором я живу»

Акция: «Люблю тебя, мой край родной» Привлечение родителей к участию в фотовыставке

Участие в акции

Выводы: в результате реализации проекта

- дошкольники познакомились с культурой, фольклором, традициями и обычаями ;

- обогатились знания детей о животном и растительном мире Нижегородской области;

- расширился словарный запас у детей, любознательность, интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру;

- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания;

- укрепились детско-родительские отношения;

- пополнилась развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду.

В дальнейшем планируется продолжение проекта по данной теме с целью способствовать обогащению знаний детей о родном крае, воспитанию любви к нему, заложению истоков патриотизма, формированию гражданской позиции и навыков.

Публикации по теме:

Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя»Образовательно-творческий проект «Край казачий — Родина моя» Возрождению народных национальных традиций, патриотическому воспитанию старших дошкольников в нашем детском саду уделяется особое внимание.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?»Познавательно-исследовательский проект «Микробы. Какие они?» . 1. Информационная характеристика образовательного проекта Полное наименование проекта: " Микробы. Какие они?" Автор: Бушуева Л. А., воспитатель.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи»Познавательно-исследовательский проект «Веселые овощи» Актуальность проекта: Маленькие дети – это исследователи, в раннем возрасте им все интересно, они все хотят знать и впитывают знания,.

Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства»Познавательно-исследовательский проект «Вода и её свойства» Актуальность: Вода - единственное вещество на земле, которое существует в природе во всех трёх агрегатных состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш».Творческий, познавательно — исследовательский проект «Ландыш». Проект "Ландыш" Фото отчёт. Вид проекта: творческий, познавательно -исследовательский. Продолжительность : краткосрочный. Участники:.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Моя Родина — край Нижегородский»
Опубликовано: 2 января 2023 в 14:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Моя Родина — край Нижегородский»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лузгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД