Ольга Данилкина
Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы «Мир вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка -детский сад "Дельфин"2 мл. гр. "Сказка"
Воспитатель: Данилкина Ольга Викторовна
Познавательный проект "Мир вокруг нас».
Тип: познавательно - исследовательский
Продолжительность проекта: средне - срочный (сентябрь-декабрь 2024г.)
Предмет исследования: живая, неживая природа (деревья, растения, песок, вода, воздух, камни)
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей второй младшей группы „Мир вокруг нас“» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Вопросы, направляющие проект:
Занятия данного блока открывают детям путь к нравственной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.
Что мы знаем?
Всё, что нас окружает – мир вокруг нас.
Что мы хотим узнать?
Что такое рукотворный и нерукотворный мир?
Земля, космос природные явления?
Разнообразие животного мира?
Многообразие растений?
Зачем птице крылья?
Зачем нужна вода?
Если бы не было воздуха?
Что мы знаем о питании, отдыхе, здоровье и болезни?
Что такое лето?
Что такое осень?
Что такое зима?
Что такое весна?
Предполагаемый результат:
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Практическая значимость проекта:
Для детей:
Дети в процессе экспериментирования к 3 годам освоят новые способы действий со знакомыми объектами, которые меняют свои свойства в результате взаимодействия; у детей сформируются основы целенаправленной поисковой деятельности и эстетического восприятия природы, чувство прекрасного от процесса и результатов деятельности.
Воспитателям – поможет в организации исследовательско - познавательной работы в группах младшего дошкольного возраста.
Родители смогут понять важность, необходимость «делания открытий с ребенком», «фокусов», «чудес» через экспериментирование, т. е. ребенок по природе своей исследователь.
Новизна
ФГОС провозглашает деятельностный подход к образовательному процессу (в НОД, совместной деятельности, самостоятельной деятельности). А это предполагает метод проб и ошибок, опыта, поиска, экспериментирования с последующими выводами, суждениями.
Цель проекта: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
Обучающие:
формировать у детей представление о деревьях и растениях, их пользе для человека;
Развивающие:
развивать познавательный интерес ко всему живому, неживому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к деревьям и растениям;
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять
Принципы работы по проекту:
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
• Доступность;
• Постепенность.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать и называть объекты неживой природы (камень, вода, песок, воздух). Иметь представления об их свойствах. Использовать предметы неживой природы в своих играх, в творчестве.
Этапы проекта
1 этап - подготовительный (предварительная работа с детьми, родителями).
2 этап – творческий (практическая работа: беседы, консультации, занятия.).
3 этап - итоговый (обобщение результатов работы).
1 этап - подготовительный
Изучение литературы по данной теме (из опыта коллег, а также средствами информационных ресурсов). Изучение современных требований к содержанию и организации экспериментальной деятельности дошкольников. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. Подбор информации для консультации родителей о экспериментальной
2 этап: Внедрение проекта.
Перспективный план работы с детьми:
1 «Воздух»,
«Шарик для Медвежонка» Игровая ситуация. Познакомить детей с понятием «воздух».
Задачи: 1. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, имеет вес, может двигаться, им можно рисовать, необходим всем живым для жизни.
2. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
3. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, легкий, невидимый, передает запах. сентябрь
2. "Создание гербария" (Практическая деятельность)
Задачи: 1. Создать совместно с детьми альбом "Гербарий"
2. Познакомить с разнообразием растительного мира нашего города Сентябрь-октябрь
3. «Вода-водичка»: «В гости капелька пришла» (игровая образовательная ситуация)
Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды.
2. Формировать у детей навык практического экспериментирования с разными предметами из разных материалов.
3. Развивать активный словарь.
4. Воспитывать положительное отношение к персонажу Капельке октябрь
4. «Песочная страна чудес» (игровая образовательная ситуация) Задачи: 1. Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.
2. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).
3. Развивать зрительно – слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.
4. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности. ноябрь
5. "Венерин башмачок"(практическая деятельность)
Задачи: 1. Создать тактильную страничку для "Красной книги" совместно с детьми (ноябрь)
6. Викторина "Угадай-ка" (познавательная деятельность)
Задачи: 1. Формировать знания детей о природе, животном и растительном мире родного края (ноябрь)
7. «Предметы рукотворного и нерукотворного мира»(дидактическая игра) Задачи: 1. Формировать у детей представлений о рукотворном и нерукотворном мире. (декабрь)
8. "Снег-снежок" (игровые, познавательно-исследовательские ситуации) Задачи: 1. Развивать желание экспериментировать со снегом, водой, льдом.
2. Формировать познавательный интерес к исследовательской деятельности декабрь
9. Просмотр мультимедипроекта "Природа Хакасии" (игровая образовательная ситуация)
Задачи: 1. Развивать активный словарь, желание участвовать в обсуждении
2. Воспитывать положительное отношение к природе, животному и растительному миру.
3. Формировать экологическую культуру декабрь
3 этап: Подведение итогов.
Презентация проекта
итоговое занятие с детьми
презентация альбома "Гербарий"
Вывод:
В результате у детей появился интерес к играм экспериментирования. У детей сформировались элементарные представления о свойствах воды, свойствах песка, знания живой и неживой природы. Дети владеют элементарными навыками продуктивной деятельности, действиями с предметами. Дети хорошо ориентируются в отношении величины, формы, цвета, предметов.