Заркуа Алена
Познавательно-исследовательский проект «Мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Абакана
«Детский сад «Жаворонок»
Познавательно - исследовательский проект
«Мир камней»
в старшей группе «Лесовички»
Авторы: Заркуа А. В. -воспитатель высш. кв. кат
Петецкая Н. П. -воспитатель высш. кв. кат
Абакан, 2024
Паспорт проекта
1. ФИО участника Заркуа Алена Владимировна, Петецкая Надежда Петровна
2. Территория Г. Абакан
3. Место работы МБДОУ «Жаворонок»
4. Должность воспитатели
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Мир камней“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Проекты для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
5. Название проекта «Мир камней»
6. Тема проекта Камни
7. Тип проекта Познавательно-творческий проект
8. Сроки реализации 5 дней (27.05.2024-31.05.2024)
9. Возраст Старший дошкольный возраст
10. Цель проекта
Создать условия для развития познавательной активности дошкольников путем формирования естественнонаучных представлений.
11. Задачи проекта
Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Формировать умение выделять особенности разных камней, описывать их, сравнивать с другими предметами. Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности. Расширять знания детей о роли камней в жизни человека, знакомить с некоторыми камнями, которые люди использовали для своих целей с древних времён. Воспитывать бережное осознанное отношение к неживой природе.
12. Проблемное поле. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того ещё, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы – камень? Знакомство детей с камнями способствует расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Наш проект познавательно - исследовательский, где дети узнают много нового, исследуют, наблюдают, экспериментируют.
13. Этапы проекта Подготовительный - разработка содержания проекта, составление плана работы; подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (иллюстрации, научная и художественная литература); подготовка методического материала (конспекты ОД, презентации т. д.). Подбор материалов для продуктивной и исследовательской деятельности.
Основной – Беседы: «Как рождаются камни», «О чём рассказывают камни?». Рассматривание и изучение энциклопедии о камнях. Д/и, чтение худ литературы, загадки. Экспериментирование с камнями.
Завершающий – Выставка рисунков на камнях.
Продукт: Создание коллекции «Удивительный мир камней».
15. Итоги проекта Результат : Дети могут называть свойства камней, имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида камней. Знают о пользе камней в природе и жизни человека. Могут находить сходство и различие камней. Могут составлять описательный рассказ о камнях с опорой на иллюстративный материал.
16. Рефлексивный анализ Рефлексивный анализ был дан детьми после завершения проекта.
№ Этап Содержание деятельности детей Деятельность воспитателя
1 Подготовительный (первый день)
1 день
Выбрали и утвердили тему проекта. Пополнили предметно – развивающую среду тематическими картинками, иллюстрациями. Подобрали художественную и научную литературу, дидактические, подвижные игры.
1 день-первый
Обсудить с родителями план проекта, чтобы родители поддержали детей, дома рассказали о камнях.
2 Основной этап
(1-5 день) Беседы: «Как рождаются камни», «О чём рассказывают камни?», «Можно ли брать камни в рот», «Как появляются горы».
Рассматривание энциклопедии. Просмотр презентации о камнях, о драгоценных камнях.
Просмотр мультфильмов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка».
ООД: «Эти загадочные камни», «Удивительное в камне», «У каждого камня своя история», «Представь себя камнем у дороги».
Художественное слово: загадки о камнях; Н. И. Сладков «Сушёные камни; Сергей Шилов-Старобардинский «Сказка о камне».
Сочиняем рассказы: «Я маленький морской (речной) камешек»; «Меня нашли на берегу моря (янтарь, морской камешек)».
Изобразительная деятельность: Раскрашивание камней, выкладывание из камней : гора, дорога, разные фигуры.
Коллекции: «Камни вокруг нас» (морские речные камни); «Разнообразие камней» (полезные ископаемые); декоративные камни : малахит, янтарь, агат, и т. д.
Исследовательская деятельность: Опыты: «Рассмотри камень через лупу» (кристаллы, трещины, узоры); «Определи камень на ощупь»; «Твердый или мягкий?»; «Может ли камень издавать звуки?»; «Что будет, если положить камень в воду?»; «Какие камни, холодные или теплые?».
Игровая деятельность: дидактические игры: «На что похож?», «Сосчитай-ка», «Составь картинку из камней», «Игра с ящиком ощущений», «Камни, ножницы, бумага», «Что исчезло», «Найди свой камень».
Сюжетно-ролевые игры: «Ювелирный магазин», «В поисках клада»;
подвижная игра: «Гора и камешки». Беседа о камнях.
Рассматривание иллюстраций, тем картинок. Обновление предметно-развивающей среды группы, создание условий для творчества детей, игр, рисования.
Пополнение уголка художественной литературы рассказами, стихами, загадками по теме.
Создание условий для исследовательской деятельности и конструирования детей.
Взаимодействие с физ инструктором и муз руководителем.
3 Завершающий этап
5 день 1. Чтение пословиц, поговорок и загадок по теме.
2. Оформление выставки рисунков на камнях.
Продукт: Создание коллекции «Удивительный мир камней».
Создание условий для итога проекта выставки рисунков и коллекции «Удивительный мир камней».
Организационные формы работы над проектом : Организованная образовательная деятельность;
Игровая деятельность Исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность
Взаимодействие с родителями: подбор материала по теме проекта, привлечение родителей к пополнению коллекции новыми экспонатами. Консультации: «Использование камней в жизни человека», «Эти загадочные камни». Оформление совместно с родителями и детьми выставки камней, и изделий из камня.