Наталья Ким
Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы «Я и мир вокруг меня»
…Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идёт за них на бой!
И. Гёте
Пояснительная записка
Наша работа направлена на приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности. В современном мире ДОУ играют огромную роль в развитии познавательного интереса у дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В данном проекте предлагается некоторые решения задач по познавательному развитию дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Публикация «Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах
Данный проект позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Руководствуясь ФГОС ДО, мы знаем, что «…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»
Экспериментирование представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в пространственно-развивающей среде группы.
Всем известно, что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в проведении опытов.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта:
Дети, воспитатели, родители старшей группы.
Цель проекта:
Формировать знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширить представление об использовании человеком природных явлений: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные. Расширять представление детей о значении воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Расширять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно анализировать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Предполагаемые результаты:
У детей сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой инициативы. Умение решать проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Желание пользоваться специальными терминами, умение вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Уровень любознательности, наблюдательности растёт. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Формируется умение делать выводы, умозаключения. Пытается самостоятельно придумывать объяснения природным явлениям и поступкам людей. Интересуется причинно- следственными связями.
Сроки реализации:
Декабрь 2019г.
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.
Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.
Список литературы:
1.«Организация познавательно- исследовательской деятельности в ДОУ» О. В. Глазырина – Ростов- на- Дону Изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2016г.
2. «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ» Королева Н. редактор Белканова Л. В. изд. Детство- Пресс, 2016 г
3. «Непоседа- ветерок» Лыкова И. А., Шипунова В. А. изд. дом «Цветной мир» 2014 г.
4. Интернет ресурсы.
5. «Мир вокруг нас» под общей ред. Н. Н. Бауковой изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2013 г.
Этапы реализации проекта
1. Подбор методической литературы, интернет -ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Разработка перспективного плана работы с родителями.
6. Оформление консультативного материала для родителей.
Формы реализации проекта:
1. Занятия;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
Наиболее эффективным считается работа с подгруппой. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
• Осознание того, что хочешь узнать;
• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
• фиксирование результатов, анализ полученных данных;
• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например, детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).
Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.
Структура проведения занятий
Создание проблемной ситуации.
• Поиск возможных решений.
• Прогноз результата эксперимента.
• Проверка возможных решений, исходя из данных.
• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
• Обобщение
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо. деятельности.
Работа с родител
ми
Для ребенка важно, чтобы его семья поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.
Предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
- Перспективный план работы с родителями
- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
- Консультации для родительского уголка.
- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
Заключительный этап
Анализ результатов проектной деятельности.
Приобретение детьми познавательно- исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов, приобретение и применение новых знаний и умений в повседневной жизни.