Папки-передвижки

Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы «Я и мир вокруг меня» (5 фото)

Наталья Ким
Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать + Заказать документы

…Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день идёт за них на бой!

И. Гёте

Пояснительная записка

Наша работа направлена на приобщение детей к опытно-экспериментальной деятельности. В современном мире ДОУ играют огромную роль в развитии познавательного интереса у дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В данном проекте предлагается некоторые решения задач по познавательному развитию дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Публикация «Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах

Данный проект позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Руководствуясь ФГОС ДО, мы знаем, что «…Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)»

Экспериментирование представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми в пространственно-развивающей среде группы.

Всем известно, что знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок принимал активное участие в проведении опытов.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель проекта:

Формировать знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- Расширить представление об использовании человеком природных явлений: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные. Расширять представление детей о значении воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Расширять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно анализировать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Предполагаемые результаты:

У детей сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой инициативы. Умение решать проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Желание пользоваться специальными терминами, умение вести конструктивную беседу в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Уровень любознательности, наблюдательности растёт. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Формируется умение делать выводы, умозаключения. Пытается самостоятельно придумывать объяснения природным явлениям и поступкам людей. Интересуется причинно- следственными связями.

Сроки реализации:

Декабрь 2019г.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей, оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point.

Список литературы:

1.«Организация познавательно- исследовательской деятельности в ДОУ» О. В. Глазырина – Ростов- на- Дону Изд. ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО 2016г.

2. «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ» Королева Н. редактор Белканова Л. В. изд. Детство- Пресс, 2016 г

3. «Непоседа- ветерок» Лыкова И. А., Шипунова В. А. изд. дом «Цветной мир» 2014 г.

4. Интернет ресурсы.

5. «Мир вокруг нас» под общей ред. Н. Н. Бауковой изд. ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО 2013 г.

Этапы реализации проекта

1. Подбор методической литературы, интернет -ресурсов.

2. Разработка перспективного плана работы с детьми.

3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

5. Разработка перспективного плана работы с родителями.

6. Оформление консультативного материала для родителей.

Формы реализации проекта:

1. Занятия;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Наиболее эффективным считается работа с подгруппой. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например, детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий

Создание проблемной ситуации.

• Поиск возможных решений.

• Прогноз результата эксперимента.

• Проверка возможных решений, исходя из данных.

• Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

• Обобщение

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо. деятельности.

Работа с родител

Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы «Я и мир вокруг меня»

ми

Для ребенка важно, чтобы его семья поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

- Перспективный план работы с родителями

- Беседы, обсуждения на родительских собраниях.

- Консультации для родительского уголка.

- Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.

- Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключительный этап

Анализ результатов проектной деятельности.

Приобретение детьми познавательно- исследовательской деятельности, развитие познавательных интересов, приобретение и применение новых знаний и умений в повседневной жизни.

Фото «Я и мир вокруг меня»
Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы - фото
Фото №1 Лишь тот достоин жизни и свободы Кто каждый день идёт за них на бой И Фото №2 Гёте Пояснительная записка Наша работа направлена на приобщение детей к опытно экспериментальной деятельности
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста Матрица проекта. 1. Название проекта:«Хлеб- всему голова». 2. Тематическое поле: познание, нравственность. 3. Проблема: Низкий уровень знаний.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород»Познавательно-исследовательский проект «Наш веселый огород» П Пр ект "Наш веселый огород" (Огород на подоконнике). ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП ПРОЕКТА: практический.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Познавательно-исследовательский проект экологической направленности для детей 6–7 лет «Дневник наблюдений (часть 1. Осень)» Познавательно - исследовательский проект экологической направленности для детей 6-7 лет "Дневник наблюдений (часть 1 Осень)"В век компьютерных.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы«Птицы нашего двора» познавательно-исследовательский проект для старшей группы Таисья Сагалакова «Птицы нашего двора» Тип проекта : познавательно- исследовательский Участники : воспитатели, дети, родители, бабушки.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы «Я и мир вокруг меня»
Опубликовано: 18 декабря 2019 в 19:49
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно — исследовательский проект для детей старшей группы «Я и мир вокруг меня»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ким (УИ 962562) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД