Розалия Степанова
Познавательно — творческий проект «Олонхо для детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая группа «Кустук»
МБДОУ №43 Детский сад «Улыбка»
Степанова Р. С.
Андреева В. Н.
Дмитриева Л. Г.
Полятинская Т. А.
Наумова Е. Н.
Слепцова А. Г.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В связи с этим для преодоления пробела в знаниях и представлениях детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре якутского, русского народов, учитывая данные констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, разработали технологию формирования поликультурной личности на основе приобщения к олонхо. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время. Является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить. Не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.
Публикация «Познавательно — творческий проект „Олонхо для детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Олонхо. Фольклор Якутии
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В истории многовекого развития народ умел по всему воспитать и обучать, прививая им качества, умения. Навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогической мысли- воспитание реальной жизнью. Прогрессивные народные традиции воспитания обогащают теорию педагогики. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов: Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, этнопедагогов доктора педагогических наук И. С. Портнягина, К. Д. Уткина, А. А. Григорьевой, педагога К. С. Чиряева, кандидатов педагогических наук Е. П. Чехордуной, М. И. Баишевой. Значение и роль фольклора в жизни любого народа велики. Это форма передачи народного опыта, и источник формирования национального характера и одно из средств воспитания детей.
В настоящее время у нас в республике идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.
В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины. Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе. В эпосе народа Саха отражены все пласты духовной культуры. Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. В якутском эпосе олонхо отражен богатейший жизненный опыт народа, его находчивость, наблюдательность, меткость и образность восприятия действительности, социальные отношения, мораль и взгляды. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины.
Философские воззрения в нем тесно переплетаются с космогоническими, мифологическими, религиозными. этнопедагогическими представлениями, а также, бытом и нравами народа.
Мы считаем, что наряду со сказками в ДОУ необходимо ознакомить детей с легендами, былинами, эпическими произведениями родного народа, которые являются кладезью народных идей и идеалов.
Поэтому хотим поделиться с проектом кружковой работы нашего МБДОУ Д/с №43 “ Улыбка” г. Якутска. Олонхо очень богатое и сложное поэтическое произведение для ребенка и поэтому при знакомстве с олонхо нужно учитывать возраст детей. На первый взгляд олонхо – не детское произведение. Но судя по опыту нашей работы, дети с удовольствием, всерьез начали увлекаться им.
Познавательно – творческий проект
«Олонхо для детей старшего дошкольного возраста»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название – «Олонхо для детей старшего дошкольного возраста»
Проблема – необходимость усиления работы по дальнейшей популяризации эпоса олонхо в контексте огромной ответственности перед будущими поколениями за сохранение и изучение этого уникального явления в мировой национальной культуре.
Цель проекта – создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо, культурному наследию народа саха, для развития детского творчества; популяризация среди населения национальных культурных ценностей, эффективных форм их передачи детям дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать у дошкольников познавательный интерес к эпосу олонхо;
• знакомить детей с содержанием эпоса олонхо, воплощать отдельные его фрагменты в театрально-творческой деятельности;
• развивать творчество детей в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанное на национальных якутских традициях;
• воспитывать этнокультурную компетентность дошкольников на образных примерах эпоса олонхо.
Вид проекта : познавательно – творческий.
• По количеству участников – коллективный.
• По приоритету метода – творческий.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
1 этап – создание копилки
• Организовать экскурсию в краеведческий городской музей с целью ознакомления детей с якутскими народными традициями.
• Провести беседу о якутском национальном эпосе олонхо как хранилище исторических ценностей народа саха (демонстрация литературных изданий, иллюстраций, презентации).
• Провести беседу «Эрчимэн Бэргэн – герой якутского эпоса» (в контексте воспитания в детях чувства взаимопомощи, сострадания, миролюбия и жизнеутверждения).
• Провести беседу – консультацию для родителей «Как рассказать детям об эпосе олонхо».
• Создать якутско-русский «Словарик для самых маленьких».
• Детское творчество :
художественное творчество (рисунки, открытки, собственные иллюстрации к прослушанным фрагментам из эпоса олонхо);
музыкальное творчество (игры на хомус, якутские национальные песни, игры, хороводы);
театрализация фрагментов из эпоса олонхо;
конструирование, аппликация, лепка элементов якутского национального костюма (по иллюстрациям работ национальных мастеров).
Обучающая настольная игра «Игры олонхо»;
физическое воспитание- подвижные игры, якутские национальные спортивные игры.
2этап – картотека
• Литература:
Васильев С. С., Олонхо для детей, Якутское книжное издательство, Якутск, 1982;
Лебедева Ж. К., Фольклор народов Крайнего Севера, Якутск, 1993;
Сивцев-Супрун Д. К., Якутские сказки, Якутское книжное издательство, Якутск, 1990.
• Аудиотека:
слушание олонхо в исполнении Г. Колесова и отдельных исполнителей
Якутские народные песни, тойук, осуохай;
Якутская народная инструментальная музыка (в звучании якутских народных инструментов хомуса, шаманских этнобарабанов);
• Галерея живописи и прикладного искусства:
Репродукции художников Якутии.
Иллюстративный материал к эпосу олонхо.
Фотоматериалы образцов народного прикладного творчества.
Слайды.
3 этап – модель проекта
Разработан следующий поэтапный способ решения проекта
Олонхо – исторические сказания (представление о культуре, языке якутов, понятия о трех мифических мирах в эпосе олонхо
Эрчимэн Бэргэн - герой эпоса олонхо (национальные игры как средство воспитания в детях чувства взаимопомощи, миролюбия)
Якутское национальное творчество (особенности национального творчества якутов; совместное творчество детей и родителей)
Словарик олонхо (по предложениям детей создать словарик понятий якутского быта и словарик олонхо
Олонхо – малышам (чтение детям интерпретированных песен эпоса олонхо «Эрчимэн Бэргэн»
Ысыах (представление олонхо с участием детей, конкурсы национальных якутских игр.
4 этап – продукт проекта Разработать и оформить альбом и кукольный театр для детей эпоса олонхо «Эрчимэн Бэргэн» :
основные принципы: - доступность, краткость и ясность изложения
наполненность ярким содержанием;
этапы реализации: - изучение текстового источника;
работа по определению в тексте максимально доступных и ярких сюжетов;
составление кратких рассказов – сказаний с сохранением стиля и языка изложения.
Подготовить музыкальный видеофильм «Музыка народа саха» (выявление особенностей якутской народной музыки (пение, танец, национальные музыкальные инструменты).
Подготовить физкультурный досуг «Якутские спортивные игры» в конце года
Презентация Олонхо «Эрчимэн Бэргэн» (в старших и подготовительных группах).
Подготовить показ мод «Якутские узоры» (национальный костюм; украшения из бисера, серебра).
Опубликовать на интернет-сайте ДОУ и в республиканском журнале» Колокольчик» материалы по итогам проекта.
5 этап – презентация проекта «Олонхо для самых маленьких» :
обобщить полученные знания и результаты по проекту в национальном якутском празднике «Ысыах» - постановка театрализованную постановку из олонхо “Эрчимэн Бэргэн” (исполнители дети старших и подготовительных групп.)
6 этап - продолжение проекта :
отражение в эпосе олонхо стремления якутов к мирной жизни и доброму соседству с другими народами
разработать тематические интерпретированные сказания на основе эпоса олонхо «Эрчимэн Бэргэн»;
подготовить тематическую презентацию (творческое выступление)