марина крупчан
Познавательно-исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста «Часы и время»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3» пгт. Нижний Одес
Познавательно - исследовательский проект
детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
Крупчан Марина Алексеевна,
воспитатель
2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Публикация «Познавательно-исследовательский проект детей старшего дошкольного возраста „Часы и время“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Часы, время. Проекты
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Итоговое мероприятие: выставка детских работ, презентация проекта.
Вид проекта : познавательно – исследовательский
Цель проекта : формирование представлений детей о времени, часах, часовом механизме, развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Задачи проекта :
- познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем, со значением их в жизни людей;
- систематизировать и обобщить знания детей о времени : его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времён года;
- научить определять время по часам с точностью до 1 часа;
- развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории, развивать поисковую деятельность, творческую активность;
- расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и назначением часов;
- содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе;
- создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
Образовательная область: познавательное развитие.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 08 ноября по 19 ноября 2021 года).
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Ожидаемые результаты: в ходе реализации проекта у детей будут сформированы знания о приборах измерения времени, длительности временных интервалов. Сформируется потребность к познанию истории и своего прошлого. Сформируется умение определять временные отношения (день – неделя – месяц, время по часам с точностью до 1 часа, умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность проекта : в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребёнка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как ещё не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Организационный (подготовительный) этап
Виды деятельности Методы и формы работы Сроки исполнения Результат
Разработка плана мероприятия Беседа, круглый стол, консультации для родителей 08.11- 10.11.
2021
1. Составлен план мероприятий на период
2. Помещены в информационном уголке для родителей консультации на темы:
- «Какие бывают часы?»,
- «Прочитайте детям»,
- «Мои первые часы»,
- «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста»,
- «Развитие временных представлений
у дошкольников подготовительной к школе группы»
Оснащение предметно-развивающей среды Подбор дидактического и наглядного материала, дидактических игр, подбор иллюстраций и картин по теме, изготовление атрибутов к СРИ 08.11 - 18.11.
2021 Дополнен дидактический и наглядный материал, дидактические игры, иллюстрации картин по данной теме, изготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым играм:
«магазин», «семья», «библиотека»
Дополнительное изучение литературы по тематике 08.11 - 10.11.
2021
Т. А. Шорыгина «Беседы о пространстве и времени».
Методическое пособие
Подобраны художественные произведения:
- И. И. Коботина «Рассказы о часах»,
- Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»,
- Э. Котляр «Часы и часики»,
- Г. Остер «38 попугаев. Завтра будет завтра»
- И. Мирошникова «Стихи про часы и о времени»,
- С. Маршак «Мы в часы мячом попали»
Подбор художественной литературы
Демонстрация презентации Подготовка материала к презентации 09.11.2021 Созданы презентации для детей на темы : «Путешествие в прошлое часов»
Изготовление альбома «Виды часов» Подготовка материала к изготовлению альбома 10.11.2021 Изготовлены альбомы
«Виды часов», «Старинные часы»
II. Основной (деятельностный) этап
Виды деятельности Методы и формы работы Сроки исполнения Результат
Работа с детьми
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность
Непосредственно образовательная деятельность.
Создание и решение проблемных ситуаций
Наблюдение, экспериментирование. Беседы.
Просмотр мультимедийных презентаций.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
09.11.2021
11.11.2021
15.11.2021
09.11.2021
16.11.2021
17.11. 2021 Проведены:
1. НОД на тему:
«В царстве часов».
2. НОД по ФЭМП
«Формирование представлений о частях и времени суток».
3. НОД по ФЭМП
«Часы. Как узнать время»
4. НОД по развитию речи «Путешествие в прошлое часов»
(с презентацией)
5. Познавательная беседа - «Что я знаю о часах»,
- «Какие бывают часы?»,
6. Опытно – экспериментальная деятельность «Солнечные часы»
7. Собрана и оформлена коллекция часов.
8. Развивающие мультфильмы:
- «Тик так»;
- «Приключение часов»;
- «Математика. Определяем время по часам».
Социально – коммуникативное развитие
Игровая деятельность Игры-экспериментирования с часами
дидактические, настольно-печатные игры, игровые упражнения, СРИ.
08.11 -19.11.
2021 Проведены дидактические игры:
- «Что раньше, что потом»,
-«Часы»,
- «Успей вовремя»,
- «Тик-так»,
- «Назови предыдущее и последующее число»,
- «Назови сутки»,
- «Мой день»,
- «Время»,
- «Учим время»,
-«Четвёртый лишний»,
- «Когда это бывает?»,
- СРИ «Магазин часов»,
- СРИ «Семья»
Коммуникативная Беседа, составление и отгадывание загадок; составление рассказов, викторина 08.11 -17.11.
2021 Беседа:
- «Какие часы были давным - давно»,
- «Что мы делаем в разное время?»,
- «Что случится, если часы будут идти по- разному?»,
- «Часы у меня дома»,
- «Что я знаю о часах»,
- «Какие бывают часы?»,
- Викторина «Что мы знаем о часах».
Просмотр
мультфильмов:
- «Фиксики. Часы»,
- «Смешарики. Живые часы»,
- «Бобик в гостях у Барбоса»,
- «Паровозик из Ромашково»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
Чтение, рассказывание произведений беседа, заучивание стихотворений 08.11 – 19.11.
2021 Слушание стихотворений:
- «Что такое сутки»;
- «Утренние лучи»;
- «Часовая стрелка»;
- «Часы с боем».
Заучивание стихотворения:
«Часы с кукушкой»
Рассказывание сказки «Как мышка Хитрушка мышат времени учила»
Художественно - эстетическое развитие
Изобразительная Творческая продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, аппликация
Выставки продуктов детского творчества
10.11.2021
11.11.2021
17.11.2021
15.11.2021
09.11.2021
Рисование:
- «Настенные часы с кукушкой»;
- «Мир часов»;
- «День и ночь»
Аппликация:
- «Наручные часы»
- Выставка «Наше творчество».
Лепка:
- «Весёлые будильнички» (пластилинография)
Конструирование Конструирование из бумаги (оригами).
Выставки продуктов детского творчества
16.11.2021
Конструирование:
- «Настенные часы» (коллективная работа)
Музыкальная Слушание, пение, ритмические движения 08.11- 19.11.
2021 - Песенка «Тик-так»,
- Песенка «Ходят часики вот так…»
- Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так»
- Танец «Часики»
Взаимодействие с родителями
Домашнее задание - совместное изготовление макета часов родителями и детьми
Участие в создании коллекции часов.
08.11.- 18.11.
2021 - выставка совместного творчества родителей и детей : поделки из бумаги.
- собраны образцы разных видов бумаги
Презентация проекта «Интересный мир часов» 19.11.2021 Показ презентации проекта «Интересный мир часов»
Взаимодействие с педагогами (музыкальный руководитель).
Оказание помощи в подготовке к реализации проекта.
Подбор музыкальных произведений.
08.11 – 10.11.
2021 Подобраны музыкальные произведения:
- Песенка «Тик-так»,
- Песенка «Ходят часики вот так…»
- Песенка «Фиксики. Часики тик-тик-так»
-Танец «Часики»
III Итоговый этап - подведение итогов реализации проекта
Презентация проекта на родительском собрании - 19.11.2021г.
Продукты проекта :
- создание мини-музея часов;
- создание альбомов «Виды часов», «Старинные часы»;
- создание презентаций «Путешествие в прошлое часов».
Анализ результатов реализации проекта позволяет сделать вывод, что поставленные задачи решены, о чем свидетельствует активизация воспитанников в получении информации по теме, а также проявление следующих интегративных качеств у воспитанников:
- у детей расширились представления о времени, часах, часовом механизме,
- проявляют интерес к истории возникновения различных видов часов,
- развились личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Дыбина О. Что было до. – М. : Издательство «Творческий центр», 2001
2. Гризик Т. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995
3. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
4. Савенков А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000
5. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004
6. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
7. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. //
8. Корнеева О. «Определяем время по часам».
9. Безруких М., Филиппова Т. «Время. Часы».
10. Тарабина Т. И. «Детям о времени».
11. Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени о дошкольников».
12. Колесникова Е. В. «Математические ступеньки».
13. Шорыгина Т. А. «Беседы о пространстве и времени».
Ссылки на интернет ресурсы:
https://vospitateljam.ru/proekt-na-temu-zagadochnyj-mir-chasov/
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog-borisovoi-eleny/proekt-udivitelnyi-mir-chasov.html
https://teksty-pesenok.ru/rus-detskie-pesni/tekst-pesni-ot-ulybki-stanet-vsem-svetl/1789237/
https://library.thinkguest.org
https://www.maam.ru/detskijsad/prazdnovanie-maslenicy-v-podgotovitelnoi-grupe-mbdou-detskii-sad-obscherazvivayuschego-vida-78-g-voronezh.html
https://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/zanjatija_konspekty/proekt_po_matematike_v_podgotovitelnoj_gruppe/206-1-0-2570