Краснова Светлана
Познавательно-исследовательский проект «Азбука лета»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать ее. Наша Земля не сможет существовать без растений, так как они являются одной из составляющих жизни человека – они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, замечать и ценить ее красоту, научить беречь окружающий мир. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, нами был разработан исследовательский, познавательно-творческий проект «Мир цветов и насекомых».
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Азбука лета“» размещена в разделах
Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков - мир насекомых и цветов.
Работа по данному проекту позволит расширить представление детей о мире цветов и насекомых, их разнообразии, о красоте природы. Необходимо подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности, в ответе за окружающий мир, и каждый может сохранять и приумножать его красоту.
Участники проекта
Участниками данного проекта являются педагоги, родители и дети старшей группы.
Сроки реализации проекта
Проект является краткосрочным: с 12.06.2023г. по 30.06.2023г
Основание проекта
Проект реализуется на основе интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательная область «Познавательное развитие» : экскурсия детей совместно с родителями в летний парк. Дети понаблюдали за насекомыми, полюбовались красотой летней природы. Эта экскурсия доставила детям радость, вызвала у них эмоционально положительный отклик в душе, чуткость и внимательность к насекомым, бережное отношение к цветам, оказала стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Расширила и систематизировала знания детей о цветах; сформировала познавательный интерес к насекомым.
Образовательная область «Речевое развитие» : дети делились впечатлениями от увиденного в летнем парке со сверстниками и взрослыми, читали выученные стихи о лете, загадывали загадки.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» : дети, совместно с родителями создали выставку рисунков на тему: «Лето – красное, пора прекрасная!», изготовили дидактическую игру «Нарядные бабочки»», создали коллаж на тему: «Лето», изготовили маски цветов и насекомых, а также создали альбом на тему: «Что я знаю о цветах и насекомых».
Цель и задачи организации проекта
Участники
проекта Цель организации проекта Задачи организации проекта
Дети Расширение представления детей о лете, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
- Систематизировать и расширить знания детей о живой природе летом;
- Сформировать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами;
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, желанию заботиться о насекомых, и бережно относится к цветам;
- Развивать умение видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира в летнее время года;
- Развивать творческие способности каждого ребенка.
Педагоги Создание условий для обогащения опыта детей по данной теме. - Изучить информацию, подобрать методическую литературу по теме;
- Создать предметно – пространственную среду в группе, способствующею возникновению у детей интереса к познанию окружающего мира;
- построение работы с родителями по воспитанию у детей любви к природе.
Родители Создание условий для познания детьми окружающего мира, для развития любознательности и творческих способностей. - Организовать экскурсии в летний парк;
- Формировать любовь к природе;
- Оказать посильную помощь в изготовлении творческих работ.
Условия реализации проекта
1) Подготовленность педагогов, обеспечивающая их профессиональную готовность к созданию проектов в дошкольном образовательном учреждении.
2) Предметно-развивающая среда, способствующая вхождению ребёнка в данную тему.
3) Наличие литературы по экологии, создание уголков творчества для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
4) Работа с родителями.
5) Взаимодействие и сотрудничество с социумом.
Формы реализации проекта
– организация различных видов детской деятельности (игровая, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная);
– совместная деятельность детей;
– взаимодействие с семьями детей.
Этапы реализации проекта
Этапы
проекта Деятельность детей Деятельность педагогов Взаимодействие с семьёй
Вводный Рассматривание иллюстраций, картин по данной теме, экскурсия по территории детского сада Вводная беседа о лете. Обсуждение содержания проекта
Планирование деятельности Участие в обсуждении этапов выполнения проекта - определение цели и задач проекта;
- изучение необходимой литературы, разработка плана для реализации проекта Обсуждение тематики мини - проектов
Осуществление проекта Сбор материала по теме;
оформление, систематизация полученной информации;
оформление дидактических игр, выставок, альбомов. Подготовка атрибутов к подвижной игре. Организация беседы по данной тематике, проведение подвижных, дидактических игр и итогового мероприятия, досуга «Какого цвета лето?» Экскурсия в зимний парк, чтение художественной литературы по теме, беседы, помощь в изготовлении творческих работ и в создании выставки рисунков по данной теме.
Презентации проекта Участие в выставке рисунков «Лето – красное, пора прекрасная!», в создании коллажа «Лето» и в оформлении альбома «Что я знаю о цветах и насекомых».
Участие в изготовлении подвижной игры
«Цветы и ветерки» и дидактической игры «Нарядные бабочки» Участие в итоговом мероприятии «Какого цвета лето?» в качестве зрителей.
Подведение итогов Отражение своих впечатлений в рисунках, поделках и рассказах.
Темы индивидуальных маршрутов детей
Имя ребёнка Предлагаемые проблемы Тема мини - проекта
Гриша Д.
Василиса Ж.
Лера Л. Развивать у детей потребность в получении информации об изменениях в природе в летний период, формировать представление о насекомых и цветах, учить замечать красоту природы, воспитывать бережное к ней отношение, обогащать жизненный опыт детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями.
Экскурсия
«Летний парк»
Лена Ш.
Лиза С.
Артём П. Расширить представления детей о летнем времени года, формировать знания детей о характерных признаках лета, развить мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к познанию нового и отражению полученных знаний в изодеятельности.
Выставка рисунков на тему:
«Лето – красное, пора прекрасная!»
Злата Х.
Вика М.
Даша Г.
Мирон Щ. Уточнять и закреплять знание детей о насекомых, об их образе жизни в летнее время года. Вызвать интерес к окружающему миру, научить различать их по цвету и форме. Развивать логическое мышление, внимание, воображение.
Д/И
«Нарядные бабочки»
Маша Г.
Коля В.
Петя М.
Вера Ш.
Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Приобщать детей к здоровому образу жизни. Закрепить знания о цветах. Подвижная игра
«Цветы и ветерки»