Батракова Елена
Познавательно-исследовательский проект «Хочу все знать»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Мариинского муниципального округа
Проект
«Хочу все знать!»
Руководитель проекта
Батракова Е. Н.
П. Первомайский 2023
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Данный долгосрочный проект «Хочу все знать!» посвящен познавательно- исследовательской деятельности детей школьного возраста.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Хочу все знать“» размещена в разделах
Практическое использование данной разработки позволит расширить и закрепить у детей знания об окружающем мире через практические навыки.
В долгосрочном проекте «Хочу все знать!» предлагается решение задач познавательного развития воспитанников через организацию в СРЦ ряда мероприятий, направленных на изучение окружающего мира и природы вокруг нас посредством исследовательской.
деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта «Хочу все знать!»
Пояснительная записка:
Программа реализует общеинтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских и познавательных способностей воспитанников, расширения знаний детей о мире, включения в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Ценность программы заключается в том, что воспитанники получают возможность побывать в роли учёного-исследователя, посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, получить опыт учебно-исследовательской и проектной деятельности. Ее актуальность основывается на удовлетворении интереса, потребности в познании окружающего мира детей младшего школьного возраста. В программе сочетаются взаимодействие СРЦ с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, учит использовать собственный жизненный опыт для решения задач, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время деятельностный и личностно-ориентированный подходы к развитию и воспитанию.
Для более успешного усвоения материала в программе предусмотрено использование интегрированных и комплексных занятий, игровых занятий, просмотр видеофильмов. Информация, которую дети получают, научно достоверная и в то же время доступна для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Знания, которые дети получат на занятиях и во время наблюдений, помогают им самостоятельно понять происходящие в природе процессы и явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей воспитанников средствами познавательной деятельности, развитие творческих способностей, познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи :
Формировать умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;
Развиватьу детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;
Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Вид проекта: познавательно- исследовательский.
Участники проекта: дети, воспитатели, сотрудники СРЦ.
Возраст детей: 7-18 лет.
Проект : долгосрочный
Направление: познавательное развитие
Проект позволит:
Разработать цикл занятий и мероприятий по исследовательской и познавательной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Занятия проводятся 2 раза в месяц в форме игр с ролевым акцентом, игр-исследований, логических игр, экскурсий, круглых столов, научно-практических мини-конференций. Программа состоит из модулей (блоков) : «Удивительный мир природы», «Солнечная система», «В мире открытий и изобретений», «Путешествие в космос»
«В мире динозавров», «Вокруг света», ведущихся либо параллельно, либо последовательно.
В работе представлены этапы реализации проекта «Хочу все знать!»
Этапы реализации проекта
1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
3. Разработка конспектов занятий с детьми по познавательно- исследовательской деятельности.
4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
5. Анкетирование детей.
Материалы и оборудование:
Уголок по познавательно-исследовательской деятельности, альбомы со схемами опытов, мнемосхемы, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации Power Point. карты, книги, энциклопедии, плакаты, мультипликационные фильмы из серии «Наука для самых маленьких», интерактивные игры «Мир вокруг нас», настольно-печатные игры, кубики, пазлы, лото, связанные с темами курсов. Используются динамические материалы типа “Доделай…”, “Дорисуй…”, “Соедини” «Игры по эксерементированию» и т. д.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Принципы работы:
Приобщение ребенка к познанию окружающего мира
Погружение в проблему
Принцип взаимности и доброжелательности
Доступность, познавательность и наглядность
Учёт возрастных особенностей
Научность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Методы и формы работы:
Беседы.
Наблюдения.
Игры.
Исследование.
Рассказ воспитателя.
Просмотр презентаций.
Просмотр мультфильмов, фильмов познавательного характера.
Чтение познавательной литературы.
Проблемные ситуации.
Способы проверки результатов реализации программы.
Цель: выявить исходный уровень сформированности познавательно- исследовательского поведения у детей для определения методов и приемов, при помощи которых возможно будет формировать и развивать познавательно-исследовательскую деятельность на основе технологии «путешествие по «реке времени».
Показатели сформированности познавательно-исследовательской деятельности:
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
В таблице 1 представлены показатели, критерии, уровни сформированности познавательно- исследовательской деятельности и методы отслеживания.
Таблица 1
Показатели и критерии уровня овладения (сформированности) детьми познавательно-исследовательской деятельностью.
Показатели и критерии Уровни Методы отслеживания
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему). Самостоятельно видит проблему Иногда самостоятельно, но чаще с помощью воспитателя. Не видит самостоятельно, принимает проблему, подсказанную воспитателем, не проявляет активности в самостоятельном ее поиске. Наблюдение в процессе выделения проблемы.
2. Формулирование вопросов. Формулирует вопросы. Формулирует вопросы. Наблюдение в процессе формулировки вопросов, анализ вопросов.
3. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы). Самостоятельно (в группе). Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Проявляет волевые и интеллектуальные усилия (строит схемы, рисунки, объясняет). С помощью воспитателя. Наблюдения за процессом деятельности, отчетом о результатах.
4. Выдвижение гипотез и решения проблем. Активно высказывает предположения, гипотезы (много, оригинальные, предлагает различные решения (несколько вариантов). Выдвигает гипотезы, чаще с помощью воспитателя, предлагает одно решение. Наблюдение.
5. Способность описывать явления, процессы. Полное, логическое описание. Не совсем полное, логическое описание. Наблюдение за деятельностью, отчет о результатах исследования.
6. Формулировка выводов и умозаключений. Формулирует в речи, достигнут или не результат, замечает соответствие или несоответствие полученного результата гипотезе, делает выводы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам, аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами и с помощью взрослого. Затрудняется в речевых формулировках, не видит ошибок, не умеет обсуждать результат. Анализ высказываний, отчетов.
7. Степень самостоятельности при проведении исследования. Самостоятельно ставит проблему, отыскивает метод ее решения и осуществляет его. Педагог ставит проблему, ребенок самостоятельно ищет метод ее решения. Педагог ставит проблему, намечает метод ее решения, ребенок осуществляет поиск при значительной помощи взрослого. Наблюдение в процессе работы на занятии, в группах.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ– 1 балл; характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты;
- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ– 2 балла; характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ– 3 балла; характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.
По выделенным уровням можно проводить наблюдение за развитием познавательно-исследовательской деятельности.
Данным умениям необходимо целенаправленно обучать детей. Также для успешного осуществления исследовательской деятельности важно соблюдать логику проведения исследования, не нарушая последовательность и не исключая отдельные его этапы.
Задачи:
1. Провести диагностику уровня сформированности исследовательской деятельности.
2. Обобщить полученные результаты.
3. Установить типичные затруднения, которые испытывают дети при овладении навыками и умениями исследовательской деятельности.
4. Наметить основные пути преодоления выявленных затруднений и совершенствования методики обучения проведению исследований старшими дошкольниками.
Методы исследования: наблюдение, индивидуальный опрос, анализ деятельности детей, метод математической обработки данных.
Блоки
1 В мире открытий и изобретений
январь –февраль
-Путешествие в мир научно-популярных книг из серии «Твой кругозор»
-Воспитательский час "Удивительный мир изобретений"
-Большая игра по теме «Мир открытий и изобретений»
-Книжная выставка «Время книжных открытий»
-занятие с презентацией на тему: «Удивительный мир открытий и изобретений»
-Интеллектуальный марафон «Изобретения и изобретатели»
2 Путешествие в космос
март –апрель
-Беседы - презентации
Тема: «Зачем летают в космос?», «О чем рассказал телескоп»
«Покорители космоса», «Космические спасатели».
-Выставка творческой деятельности детей и взрослых «Космос и его обитатели»;
- Игра – викторина "Космическое путешествие".
-Заочная экскурсия «Музей космонавтики».
-Игровая программа «Весёлый космодром» 12 апреля
3 В мире динозавров
май –июнь
-научно- популярный фильм «Прогулки с динозаврами»
-устный журнал+ презентация «По следам динозавров»
- клубный час"Путь к динозаврам"
-Работа с энциклопедиями
- Спортивное мероприятие «Гонки с динозаврами»
-Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста "В поисках динозавра"
4 Удивительный мир природы
июль август
Морские обитатели
-Познавательная викторина + презентация «Обитатели морей и океанов»
-Классный час "Исследования подводного мира"
Царство птиц
-творческий конкурс рисунков «Царство птиц»
-Квест-игра "Птичье царство"
-В царстве птиц Беседа - викторина
Животный мир
-интеллектуально-развлекательная игра «В мире животных»
- клубный час "Эти удивительные животные. "(о животных – синоптиках)
Мир растений
-Игра «Поле чудес» на тему «Мир растений»
-"Загадки мира растений" (час игры и состязаний)
-Библиотечный урок «Путешествие в мир растений»
5 солнечная система
сентябрь – октябрь
-лекция-презентация «Солнечная система»
-клубный час «Планеты солнечной системы»
- Создание лэпбука «Солнечная система»…
-Викторина «Планеты в солнечной системе»
-«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ»
-Квест «Солнечная система»
6 Вокруг света
ноябрь декабрь
Путешествие по знойной Африке
Познавательная игра-путешествие "Эта удивительная Африка"
Арктика и Антарктика
-квест – игра“Путешествие в Арктику”
-Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики».
Открытие Америки
-Игра-путешествие "Великое событие - Америки открытие!"»
-Интеллектуальная игра «Открытие Америки»
Природа и животные Индии
-Занятие –презентация "Путешествие в Индию"
-Игра-соревнование о животных с презентацией
«Удивительный мир животных»
Семь чудес света (викторина)
Продуктивные результаты проекта:
1. Преобразование предметно-развивающей среды:
– оформление уголка «Интересное вокруг нас», который дают возможность проводить индивидуальную и подгрупповую работу с воспитанниками по их интересам и предпочтениям;
– изготовление дидактических и развивающих игр, с помощью которых дети познакомятся с предметами и явлениями, окружающими нас;
– пополнение информационного уголка папками передвижками и информационными листами.
2. В результате реализации проекта:
– у детей сформируются предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, интеллектуальной инициативы;
- обогатятся умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- появится желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности;
- развитие речевой активности детей, обогатится словарный запас,
- повысится рост уровня любознательности, наблюдательности;
- проследится сотрудничество и сотворчество как равноправных партнеров, обеспечивается диалогичность взаимодействия, возможность самореализации каждого;
- повысится уровень родительской активности в организации совместной образовательной деятельности (познавательно-исследовательской).
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и интересный способ его реализации. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Реализация проекта «Хочу все знать!» осуществляется в тесном сотрудничестве сотрудниками Центра, краеведческого музея. Учебно-воспитательный процесс спланирован на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную при совместной творческой деятельности. Именно поисково – исследовательская деятельность удовлетворяет любознательность воспитанника, познавая его окружающий мир «Хочу все знать!».
Дополнительная литература:
1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч. -поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Большая детская энциклопедия. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
3. Владимиров А. В. Что на чем держится. – М. : Детская литература, 1967.- 112 с.
4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М. : Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М. : Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
6. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М. : Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
7. Динозавры. Моя первая энциклопедия, TIME - LIFE Кристина & C 1994.
8. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М. : Педагогика, 1988. – 384 с.
9. Золотов А. В., Кудишин И. В., Мартынов А. и др. Большая энциклопедия техники. - М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.- 287 с. - (Детская энциклопедия техники).
10. Клэйборн А. Изобретения, изменившие мир/ Пер. с англ. И. В. Кудишина. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 96 с.
11. Книга Знаний в вопросах и ответах. МАХАОН, 2000.
12. Крутогоров Ю. А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература. - М. : Дет. лит., 1989. – 87 с.
13. Кублицкий Г. И. Письмо шло пять тысячелетий. – М. : Малыш, 1991.- 80 с.
14. Лев Ф. Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М. : Дет. лит., 1983.- 192 с.
15. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М. : Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
16. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М. : Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
17. Мир вокруг нас «Удивительная жизнь динозавров», А. В. Пахневич, А. Е. Чегодаев, Москва «Астриль», 2001.
18. Техника вокруг нас: Научно-художественная литература. – М. : Дет. лит., 1982. – 333 с.
19. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Педагогика, 1990. – 384 с.
20. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М. : Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
21. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М. : Детская литература, 1989.
22.. Энциклопедия для детей / под. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2000. — Т. Страны. Народы. Цивилизации.
23. Я познаю мир: детская энциклопедия: страны и народы. — М., 2000.
24. Я познаю мир: детская энциклопедия: чудеса света. — М., 2001.