Аноним
Познавательно-исследовательская деятельность «Волшебная капелька» в третьей старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи. Образовательные:
- знакомить с некоторыми свойствами воды;
- расширять представления о значительности воды в жизни человека, животных и растений.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями, любознательность, сообразительность, внимание, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
Воспитательные:
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Волшебная капелька“ в третьей старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- закреплять навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
- поддерживать инициативу, самостоятельность;
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: микроскоп, соль, сахар, ломтики лимона, яйцо, эмблема «Мы – исследователи», стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, салфетки, шапочки.
Воспитатель. Дети, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Глубоко вдохните – выдохните. Вдохните уверенности – выдохните скованность. Вдохните радость – выдохните грусть. Вдохните внимание - выдохните усталость.
Ребята, послушайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, шуршит.
(Вода)
Дети отгадывают.
Правильно, это вода. Сегодня мы будем говорить о воде. Она – настоящая волшебница.
Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети. Люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты, посуду, стирают одежду. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Вода нужна рыбам.
Воспитатель. Сегодня мы будем исследователями, и я приглашаю вас пройти в лабораторию, которая называется «Мы – исследователи». Здесь вы видите эмблему нашей лаборатории. Что на ней изображено.
Дети. Микроскоп.
Воспитатель. Что такое микроскоп? Это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом. Что с помощью микроскопа можно делать?
Дети отвечают.
Предлагаю вам надеть специальные шапочки, прикрепить себе на грудь бейджики «Мы – исследователи» и превратиться в учёных-исследователей.
А кто же такие учёные-исследователи?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель. Одно из любимых занятий всех учёных – проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты помогают узнавать учёным больше о вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода и о её свойствах. Вы готовы? Приступим!
Опыт 1. «Вода – жидкость»
Воспитатель даё т детям 2 стакана: один с водой, другой – пустой. Предлагает аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель. Что происходит с водой?
Дети. Льётся.
Воспитатель. Почему она льётся?
Дети. Потому что она жидкая.
Воспитатель. Итак, вода какая?
Дети. Жидкая.
Воспитатель. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает понюхать воду.
Воспитатель. Дети. Чем пахнет вода?
Дети отвечают.
Правильно, она совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах?
Дети отвечают.
Воспитатель. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт 3. «У воды нет вкуса»
Воспитатель предлагает через соломинку попробовать воду.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус.
Дети отвечают.
Правильно. У чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и говорит «какая вкусная вода!»
Физкультминутка.
«Умывалочка»
Надо, надо нам помыться
(гладят ладошки)
Где тут чистая водица?
(руки в стороны)
Кран откроем, руки моем
(имитируют движение)
Щечки, шейку мы потрём
(показывают)
И водичкой обольём
(трясут кисти рук)
Опыт 4. «Вода – растворитель»
Воспитатель. Ребята, у меня на столе стоят три тарелочки, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Белый камень в воде тает.
В спелой свёкле был вначале.
А затем растаял в чае.
(Сахар)
В воде родится,
А воды боится.
На вкус солёная она
И в супе вовсе не видна.
(Соль)
Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
(Лимон)
Как вы думаете, почему соль, сахар, сок лимона бояться воды?
Дети. Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель. В первый стакан положите сахар, попробуйте раствор, он сладкий. Во втором растворите растворите соль, попробуйте – он соленый.
В третий стакан положите дольку лимона, попробуйте – он кислый.
Воспитатель. Дети, какая у вас вода на вкус?
Дети отвечают.
Итак, мы определили ещё одно свойство воды – она растворитель.
Опыт 5. «В какой воде яйцо плавает?»
Воспитатель. Я в стакане с водой положила сырое яйцо. Что с ним произошло?
Дети. Яйцо опустилось на дно стакана.
Воспитатель достаёт яйцо из стакана. Растворяет в воде 5 чайных ложек соли и вновь опускает в него яйцо.
Воспитатель. Что произошло с яйцом?
Дети. Яйцо плавает на поверхности.
Воспитатель. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть (соль повышает плотность воды). Вот почему в море всегда легче плавать, чем в реке. Итак, о каких свойствах воды мы сегодня узнали?
1. вода – жидкость
2. у воды нет запаха
3. у воды нет вкуса
4. вода – растворитель
5. чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.