АННА ВАРЛАКОВА
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ «Волшебное мыло»
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ «ВОЛШЕБНОЕ МЫЛО»
А. И. Варлакова,
МБДОУ «ДС № 321 г. Челябинска.»
Программное содержание:
1. Вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом, способствовать развитию любознательности
2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ „Волшебное мыло“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
3. Создавать условия для изучения свойств мыла, поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
4. Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, зрение, слух, обоняние).
Оборудование и материалы: посылка, различные куски мыла обернутые салфетками, карточки с органами чувств (ухо, нос, рука, язык, глаза, тазы с водой, губки, соломинки для коктейля, одноразовые стаканчики, мерные ложечки, бумажные полотенца.
Предшествующая работа: чтение стихотворений, потешек о мыле, воде, чистоте, рассматривание схемы мытья рук, обсудить свойства мыла, поговорить об использовании мыла, дид. игра «Волшебный мешочек (предметы гигиены)», выдувание мыльных пузырей.
Словарная работа:
Обогащение: мутная вода, прозрачная вода, скользкое мыло, сверток.
Активизация: прямоугольный, овальный, гладкий, твердый, мыльные пузыри.
Уточнение: душистое мыло.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Интересно, что в ней? (Потрясти посылку-коробку). Ответы детей. Давайте заглянем внутрь. Какие красивые свертки! Да это свертки не простые, а волшебные. Возьмите в руки волшебные свертки. Ощупайте их и скажите, какие они?
Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.
Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?
Дети: Фруктами, цветами, ягодами, духами.
Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?
Дети: Нет, звуки он не издаёт.
Воспитатель: Как вы думаете, что внутри свертков? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь разверните свертки и скажите, что это.
Дети: Мыло.
Воспитатель: Так вот, что лежало в этих свертках. Мыло. Ребята, посмотрите у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха. Почему мыло бывает разным?
Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.
Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником? Сейчас я вам об этом расскажу. Проходите все к столам.
Дети занимают места за столами, воспитатель обращает внимание на воду.
Воспитатель: Что вы можете сказать о воде? Каая вода? (она грязная-чистая, мутная-прозрачная, теплая-холодная-горячая)
Дети: Прозрачная, теплая, чистая.
Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?
Дети: Оно стало мокрое, скользкое.
Воспитатель: А до этого какое было?
Дети: Сухое, гладкое.
Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло. Посмотрите, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?
Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки тем лучше отмывается грязь.
Воспитатель: А с водой-то что стало? Она же была прозрачная, чистая.
Дети: Она стала мутная, непрозрачная.
Воспитатель: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?
Дети: Потому что мыло растворилось в воде, и вода приобрела запах мыла.
Воспитатель: А сейчас мы попробуем сделать мыльную пену. Давайте намочим губу, намылим её мылом и отожмём. Что это у вас образовалось?
Дети: Образовалась пена.
Воспитатель: Какая мыльная пена? На что она похожа?
Дети: Легкая, белая, пушистая, воздушная, похожа на облако, на пух, на подушку.
Воспитатель: А теперь возьмите трубочки и опустите один онец трубочи в воду, а в другой подуйте, и посмотрим, что получится. Каие пузыри у вас получились?
Дети: Получились мыльные пузыри.
Воспитатель: А с пузырем что-нибудь произойдёт, если к нему приоснуться?
Дети: Он лопнет.
Воспитатель: А если подуть?
Дети: Они летят, они легие.
Воспитатель: Интересно, а внутри пузырей что-то есть?
Дети: Воздух, мы их надували.
Воспитатель: Я предлагаю вам игру «Найди мыльные пузырьки». Физ. минутка
На ответ Да-Да-Да – хлопаем, на ответ Нет-Нет-Нет – топаем.
- Мыльный пузырь похож на апельсин? (Да)
- А он похож на мандарин? (Да)
- А на яблоки в саду? (Да)
- А на рыбку, там в пруду? (Нет)
- Мыльный пузырь похож на шар земной? (Да)
- А на мячик надувной? (Да) - Он похож на телефон? (Нет)
- А на большой магнитофон? (Нет)
- Круглый он, как солнце в небе? (Да)
- И как колесо на велосипеде? (Да)
- А ещё, похож на дом? (Нет)
- А на белый снежный ком? (Да)
Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Раз, два, три, четыре, пять,
Ни за что их не поймать.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, что можно делать с мыльными пузырями?
А ещё можно рисовать мыльными пузырями, сейчас мы это попробуем.
Возьмем мыльную воду, добавим в нее краску и перемешаем. А сейчас обратите внимание, что нужно сделать. Я беру соломинку, вдыхаю носом воздух, а выдыхаю ртом через соломинку. Выдыхаю осторожно, несильно, чтобы не забрызгать ни себя, ни соседа. Дую в соломинку, и пузыри поднимаются, закрываю пузыри листом, и на листе отпечаток мыльных пузырей.
Работа детей.
Воспитатель: Какие красивые фотографии мыльных пузырей у нас получились. Воспитатель: Интересная посылка нам пришла? Что было в ней? Что мы сделали с помощью мыла? Что вам понравилось больше всего? А еще в посылке лежали подарки – мыльные пузыри.