Наталья Галанцева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Русский быт. Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Создать условия для:
- взаимодействия со сверстниками в подгруппах;
- свободного выбора детьми участников совместной деятельности;
- выражения детьми своих чувств и мыслей.
Задачи:
- рассматривать предметы домашнего обихода, определять их пользу и красоту;
- познакомить с русской избой, с предметами русского быта (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, одежда);
- с русскими народными играми, пословицами, поговорками;
- воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Русский быт, Русская изба“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, бочонок, рушник, сундук, лапти. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Атрибуты к народным играм: платочки красного и желтого цветов. Баранки.
Ход деятельности:
I. Вводная часть
Звучит музыка «А в доме горит огонек». Воспитатель входит в группу в народном костюме. Дети встречают воспитателя.
- Я пришла к вам в гости, дорогие,
Ах, все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
- Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
- Как вы думаете это пожелание доброе или злое?
- Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с которым здороваешься.
- Дети, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
II. Основная часть
Презентация «Русская изба»
1. - Я приглашаю вас к себе в гости. (Дети садятся на лавку сбоку воспитателя).
- Живу я в старинной избе. А вы знаете, что такое изба? Из чего избу строят! (Это дом, построенный из дерева.)
- В избе есть горница. Так раньше называли комнату.
- Проходите ко мне в горницу. Что вы видите? (Стол. Лавочка. Посуда. Печь. Скатерть.)
- Посмотрите, в моей горнице все деревянное: стол, лавки, посуда.
- Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
-Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки, т. к. стульев еще не было.
- Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
- На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Мебель была самодельная и очень простая. Сундук для вещей, скамейки для сидения за столом. Долгими зимними вечерами люди собирались в большой избе, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, девицы вышивали, шили одежду, плели лапти и корзины, резали миски, ложки из дерева. Такие вечера назывались посиделками. Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
2. Хороводная игра
- Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
3. Беседа о печи
- Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света.
- Даже загадка есть: «Чего из избы не вытащишь?». (Печь).
- Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.
- Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (Готовят на печи. Тепло дает).
- Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы.
- Почему печь занимала так много места?
- А для чего она нужна?
- Каким цветом была печь?
- О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно?
4. Пословицы и поговорки
- Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:
• «Без печи хата – не хата».
• «Когда в печи жарко – тогда и варко».
• «Что есть в печи – все на стол мечи».
• «Не красна изба углами, а красна пирогами»
- Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.
- Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
5. Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари
Загадка:
Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)
Воспитатель показывает чугунок:
Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
- В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь.
- Вот какую загадку загадаю, послушайте.
Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).
Подойдите к столу гости дорогие,
Посмотрите здесь чаши какие,
Да непростые,
Все деревянные, расписные.
- Дети, посмотрите, что стоит на столе?
- Это посуда, которой пользовались люди в старину. Как вы думаете, из чего она сделана? (из дерева, из глины)
- Посуда сделана из дерева, из глины. Это Туесок - это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (из Березы. (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает.)
- В них хранили продукты. Бочонок - в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки, как вы думаете из какого материала? (из дерева).
- Как их назвать? (деревянные)
- Правильно ложки деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду. Дети, как можно назвать эту посуду? (дети смотрят, берут в руки посуду, обследуют)
6. - Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
- А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
- Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).
7. Особенности одежды
- Посмотрите, какая красивая одежда на мне. Скажите, как она называется? (рубаха, сарафан, кокошник). (рассматриваем одежду)
- Где хозяйки хранили одежду? (В сундуке). (Рассматривают сундук).
- А хотите узнать, что в сундуке лежит?
Воспитатель достает шкатулку, плетеную корзину, лапти, рушник, веретено, сарафаны и рубахи.
- Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
- Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Дети рассматривают, обсуждают и примеряют одежду.
8. Половики
Дети, посмотрите какая необычная дорожка.
Вот такие половицы,
Ткали раньше мастерицы,
А станок им помогал,
Тяжелый труд он облегчал.
(дети рассматривают дорожку и рассматривают станок)
9. Красный угол
- В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара.
- Отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяток нам наливает (самовар)
Говорили так:
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
10. Игра «Гори, гори ясно»
- Ребята, хотите поиграть в старинную игру. Называется игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг, держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи вверх, вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки вниз)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
III. Заключительная часть
- Понравилось вам у меня в гостях?
- Как называется дом, в котором я живу? (изба)
- Как называется комната, в которой я вас принимала? (горница)
- Что было самым главным в избе? (печь)