Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Водяная мельница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Формировать у дошкольников представления о водяной мельнице (игрушка): запуск ее в движение; о значении воды и других предметов в процессе работы мельницы.
Развивать у детей интерес к предметам окружающего мира; умение мыслить, анализировать, делать выводы.
Темочки:
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мельница
- Средняя группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Стимулировать и поощрять дошкольников к познавательной активности.
Развивать любознательность и познавательно-игровую деятельность; мелкую моторику рук; обогащать словарь и стимулировать речевую активность.
Воспитывать у детей дружеские отношения в процессе познавательно-исследовательской и познавательно-игровой деятельности: оказывать помощь, радоваться за друга.
Оборудование и материалы:
- водяная мельница – 2 шт. ;
- тазы – 2шт;
- лейки с водой - 2шт;
- предметы: перья, линейки, карандаши, бумага, палочки, ложки, маленькие и тонкие бумажные полоски, гаечный ключ, детали от конструктора;
- куклы бибабо – бабушка и дедушка;
- клеенка.
Ход ОД
I. Организационный момент
Игровая ситуация «Самолет построим сами, полетим мы над лесами – к бабушке и дедушке в деревню»
Бабушка и дедушка приглашают детей в деревню.
Дети хотят отправиться в гости на самолете. Строят самолет из стульев, занимают места, пристегиваются и летят на самолете.
I. Основная часть.
Детей встречает бабушка с дедушкой. Сообщают, что они хотят детей познакомить с водяной мельницей, которая есть у них в деревне.
Дети находят 2 мельницы. Бабушка с дедушкой просят двух детей взять мельницы в руки.
«Сравнение мельниц» (дети рассматривают, замечают, сравнивают, узнают)
Сравнивают по размеру - одна мельница большая, а другая маленькая.
Сравнивают по весу – одна тяжелее, другая легче;
Сравнивают, из какого материала сделана – из пластмассы;
Расположение колес: у одной мельницы колеса располагаются ровно в один ряд (горизонтально, а у другой – одно колесо выше, другое к нему присоединяется ниже (вертикально).
Мельницы-игрушки разные: «Мельница-замок» и «Мельница-качель с лошадками» (Дети называют сами).
Постановка проблемы.
Спрашивают дедушка с бабушкой у детей: как привести в движение колеса мельницы? С помощью чего можно это сделать?
Выдвижение гипотез детей:
- с помощью рук: пальцами вращать колеса мельницы;
- если лить воду на колеса, то они начнут крутиться;
Воспитатель:
- с помощью предметов можно привести колеса в движение?
Проверка гипотез детьми и обсуждения результатов.
Каждый ребенок пробует покрутить пальчиками колесо. Да, они начинают вращаться. Если легко надавливать на колесо, то медленно кружиться, а если сильно и часто – то очень быстро вращаются колеса.
Каждый ребенок пробует лить воду в отверстие мельницы, вода попадает на колеса и приводит их в движение.
Открытия и восторг детей:
- чем меньше струя воды попадает на колеса, тем медленнее они кружатся;
- огромный поток воды приводит в быстрое движение колеса;
- у большой мельницы тяжелее привести в действие колеса, чем у маленькой; у маленькой и от маленькой струи они кружатся быстро.
На ковре разлилась струйкой вода.
Интерес у детей появился:
- Не испачкала ковер воа?
- Змейкой вода вылилась. Почему не растеклась?
- Какой стал ковер?
«Предметы и мельница»
Дети рассматривают предметы, которые лежат на столе у бабушки и дедушки. Называют материал, из которого сделаны предметы.
Каждый ребенок выбирает себе предмет и пробует им привести в движение колеса мельницы.
- Дети пробуют вдвоем (крутят по одному колесу);
- Каждый своим предметом приводит или не приводит в действие колеса.
Дети пытаются объяснить причину своих исследований.
Например, почему большим листом бумаги получается крутить колеса, а маленькой бумажной полоской нет (бумажная полоска гнется, она легкая, не хватает силы крутить колеса). Или почему уголком бумаги широкой и длинной полоски не возможно привести в действие колеса, а широкой стороной удается это сделать.
Дети делают выводы своих исследований.
Дедушка и бабушка: «Спасибо, ребята, что помогли нам крутить мельницу. Мы старые, и сил у нас совсем мало. Теперь с помощью мельницы мы намололи муки. Давайте испечем пироги».
Игровое упражнение-имитация «Испечем пироги».
Насыпаем муку, добавляем соль и дрожжи, молоко. Месим тесто. Лепим пироги с капустой и картошкой. Печем. Дуем, чтобы остыли. Едим.
Прощаемся с бабушкой и дедушкой.
Возвращаемся в группу.
Рефлексия.
В самолете на обратном пути обговариваем нашу поездку.
- Что нового узнали?
- Что вас удивило?
- Что было самим интересным или увлекательным?
- Что было вкусным?
- С кем было интересно играть?