Любовь Потопахина
Опыты по ознакомлению старших дошкольников с особенностями жизни животных и растений.
▼ Скачать + Заказать документы
I. Животный мир.
1. Чем бабочка похожа на слона.
Материалы: стеклянная ёмкость, марля, сачок, лупа, пластилин, деревянный брусок, спелый банан, сахарный песок.
Задача: установить, могут ли бабочки определять запах; при помощи чего.
Схема: поймать несколько бабочек. В стеклянной ёмкости закрепить деревянный брусок. На верхушку бруска поместить маленькую чашечку, сделанную из пластилина, положить внутрь кусочек банана. Банан посыпать сахаром и слегка намочить водой. Запустить внутрь бабочек.
Публикация «Опыты по ознакомлению старших дошкольников с особенностями жизни животных и растений,» размещена в разделах
Результат: бабочки начинают беспорядочно летать, через некоторое время они успокаиваются, начинают обследовать ёмкость. Вскоре одна из бабочек обнаруживает приманку и, посмотрев в лупу, можно увидеть, что она расправляет хоботок для принятия пищи.
Вывод: Бабочка чувствует запах, при помощи хоботка она пробует пищу и всасывает её.
Ремарка: обязательно выпустить насекомых по окончании опыта, объяснив детям, что бабочки просто прилетали к нам в гости!
2. Выявлении из почвы насекомых- паразитов.
Материалы: плотная бумага, кусок сетки с не очень мелкими дырочками. Жидкость для мытья посуды, скотч, стеклянная банка, столовая ложка, настольная лампа, лопатка, ведёрко, немного почвы.
Задача: определить наличие насекомых- паразитов в почве.
Схема: из плотной бумаги сделать воронку, скрепить концы скотчем. Отрезать кусок сетки и при помощи скотча закрепить его на дне воронки. Налить в банку воды (чуть больше половины) и добавить столовую ложку жидкости для мытья посуды. Опустить воронку узким концом в горлышко банки. Лопаткой из ведёрко набрать почву и поместить в воронку. Направить лампу на широкий конец воронки, чтобы свет падал на поверхность почвы. Оставить на большой промежуток времени.
Результат: насекомые начинают закапываться глубже в почву, проваливаются через сетку в воду.
Вывод: почвенные насекомые- паразиты не любят свет и жару.
Ремарка: объяснить, что именно такие паразиты живут в почве каждого сада и уничтожают посадки.
3. Плавающее перо.
Материалы: два птичьих пера, широкая миска с водой, 2 столовые ложки жидкости для мытья посуды, синяя пищевая краска, 2 ватных шарика, пинцет, бумажное полотенце.
Задача: установить, что помогает птицам отталкивать влагу.
Схема: налить в миску воды и добавить синюю краску. При помощи пинцета опустить в воду первое перо. Через минуту достать перо из воды и провести по нему ватным шариком, шарик не изменил цвет. Положить перо на бумажное полотенце, а в воду добавить жидкость для мытья посуды. Размешать пинцетом и опустить второе перо. Через минуту его достать и провести ватным шариком. Шарик стал голубым. Положить его на полотенце.
Результат: плавают оба пера, но перо, опущенное в мыльную воду пропускает жидкость. Это происходит из-за потери жировой смазки, находящейся на поверхности пера.
Вывод: в загрязнённой воде жировая смазка на перьевой поверхности птиц уничтожается, птица «тяжелеет», начинает медленнее двигаться и быстрее уставать.
4. Муравьиная дорожка.
Материалы: неглубокая картонная коробка с крышкой, кусок стекла, полностью закрывающий коробку, белая краска и кисточка, скотч, блюдце, кусочек банана, сахарный песок.
Задача: установить муравьиную систему оповещения.
Схема: покрасить коробку внутри в белый цвет, перекрыть коробу поперёк картонной полосой, с надрезами внизу. Из муравейника взять немного земли с муравьями. Высыпать их аккуратно в угол половинки коробки. На другую половину коробки поставить блюдце с кусочком банана, посыпанного сахаром.
Результат: муравьи вначале начинают суетливо бегать по своей половине коробки, затем они успокаиваются и начинают обследовать территорию. Наконец они находят прорези в картонной ленте и переползают на другую половину коробки Через час можно увидеть, что муравьи двигаются цепочками в двух направлениях: к блюдцу с бананом и обратно к куче земли в углу коробки.
Вывод: муравьи обладают сложной системой оповещения, так называемый «феромоновый след», по которому другие муравьи находят пищу. Чем больше муравьёв пройдёт по следу. тем сильнее сигнал.
5. Угощение для птиц.
Материалы: мелкая пластмассовая тарелка, жир или кусочки сала, огрызки яблок, кусочки чёрствого хлеба, семечки, большая и маленькая кастрюли, столовая ложка, тёплая вода, верёвка, ножницы.
Задача: определить причину, по которой зимой птицы употребляют в пищу жир.
Содержание: налить половину маленькой кастрюли тёплой воды, положить туда остатки продуктов (см. вверху, подогреть до размягчения жира. Всё перемешать и снять кастрюлю с огня. В бортиках мелкой миски сделать ножницами четыре отверстия, в них продеть концы верёвки, закрепить их узлами. Выложить в миску полученный корм и разровнять поверхность. Повесить кормушку на дерево.
Результат: из кормушки могут есть птицы различных размеров.
Вывод: зимой птицы охотно поедают жир, так как он является отличным источником энергии, а также он легче усваивается в их организмах.
6. Зачем зайцу другая шуба?
Материалы: кусочки плотного и редкого меха, варежки из тонкой, плотной ткани, меховые.
Задача: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Содержание: при наблюдении на прогулке за одеждой прохожих, определить, что она стала теплее. Выяснить. Что делать животным, чтобы не замёрзнуть. Представить, что рука- это заяц, а варежки- его шубки. Выбрать ту шубку, в которой ему будет зимой теплее.
Вывод: теплее зайцу в меховой шубке.
II. Растительный мир.
1. Разноцветные растения.
Материалы: баночка из-под йогурта, вода, пищевой краситель, вода, растение.
Задача: определить, как движется вода по стеблю растения.
Схема: в баночку налить воды и подкрасить её красителем, окунуть стебель в воду. Через 12 часов стебель станет синим.
Вывод: крашенная вода поднимается по стеблю, благодаря тонким канальцам. Вот поэтому стебли и становятся другого цвета.
2. Животворное свойство воды.
Материалы: веточки деревьев,2 баночки.
Задача: определить, какое действие оказывает вода на растения.
Схема: одну веточку поставить в банку с водой, а другую в сухую банку. Через некоторое время ветка в сухой банке засохнет, а в банке с водой у веточки появятся корни.
Вывод: вода даёт жизнь всему живому.
3. Корень –якорь.
Материалы: коробка с песком, модель дерева без корневой системы, модель дерева с корневой системой.
Задача: определить, что помогает растению держаться прочно в почве.
Содержание: в песок поставить модель дерева без корней и подуть. Палочка падает. Затем в песок поставить модель с корневой системой и также с силой подуть. Палочка не падает.
Вывод: корни удерживают дерево в земле.
4. Корень-насос.
Материалы: модель корня из марли, вода, пищевой краситель.
Задача: установить, как растение получает воду из почвы.
Содержание: в подкрашенную воду опустить модель корня. Вода начинает подниматься вверх, марля окрашивается всё выше.
Вывод: корни всасывают из почвы влагу.
5. Лабиринт.
Материалы: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу- картофелина, в противоположном- отверстие.
Задача: установить, как растение ищет свет.
Содержание: В коробку поместить картофелину, закрыть, поставить в тёплое место, отверстием к источнику света. Открыть коробку после появления из отверстия ростков картофеля, отметить, что ростки бледные, искривлённые в одну сторону в поисках света. Открыть коробку и наблюдать в течении недели: изменяются цвет и направление ростков (они теперь тянутся в разные стороны и позеленели).
Вывод: Если мало света, то растение слабое, много света- растение набирает силу и зеленеет.
6. Зачем репейнику крючки?
Материалы: плоды репейника, кусочки меха, ткани, лупа, тарелочки для плодов.
Задача: выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Содержание: разломать плоды репейника, рассмотреть в лупу его семена. Уточнить у
-3-
детей, сможет ли им помочь ветер. Выяснить, что плоды тяжёлые, нет «крылышек» и парашютиков, поэтому ветер их не унесёт. Определить, захотят ли их есть животные : плоды жёсткие, колючие. Невкусные. Коробочка твёрдая. Рассмотреть и найти у плодов цепкие крючки- колючки. При помощи кусочков меха и ткани продемонстрировать, как плоды цепляются за мех и ткань.
Вывод: репейник использует крючки для распространения плодов.