Лилия Демакова
Познавательно-исследовательская деятельность «Мир волшебных камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Демакова Лилия Александровна, воспитатель МБДОУ ДСКВ № 34 г. Ейска МО Ейский район
«Дети, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»
К. Е. Тимирязев
Паспорт проекта
Тип проекта
1. По доминирующей деятельности : познавательно-исследовательский.
2. По времени проведения: 2022 – 2023 учебный год.
3. Участники проекта: дети группы «Буратино», родители, педагоги.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность „Мир волшебных камней“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Темочки
4. По количеству участников: групповой.
5. Предмет изучения: предметы не живой природы – камни, минералы.
Основные направления проекта:
- познавательно-исследовательское
- речевое развитие
Цель: Развитие познавательных способностей ребенка в процессе формирования представлений о предметах и объектах неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
активизировать знания детей о многообразии камней Краснодарского края.
поддерживать интерес к изучению камней, упражнять детей в классификации их по разным признакам.
развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, шероховатый или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.)
Развивающие:
развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти;
продолжать формировать навыки общения, сотрудничества;
развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная:
воспитывать любознательность, познавательный интерес;
воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе;
проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Речевые:
расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.
Методы и приемы:
• Словесные: вопросы, художественное слово.
• Наглядные: презентация, книга о камнях.
• Практические: исследование предметов.
Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: геолог, лаборатория, шероховатый.
Планируемый результат: дети должны научиться ориентироваться в мире камня, знать их свойства, особенности, значение и применение человеком. В исследовательской деятельности с камнями раскрыть потенциальные возможности и способности ребенка, его умение самостоятельно делать выводы.
Пояснительная записка
Многообразие камней и минералов в мире – интересная и увлекательная тема. Дети в группе заинтересовались, почему камни не похожи, почему одни бывают разноцветными а другие – просто серыми, откуда берутся камни. Эти вопросы требовали решения, это и обусловило выбор темы проекта. Особенностью данного проекта является реализация педагогической идеи активизации интереса, формирование навыков и умений детей в разнообразной деятельности на основе такой формы работы как коллекционирование, экспериментирование.
Актуальность
Россия – огромнейшая страна с богатыми кладовыми полезных ископаемых, которых скрыто великое множество. Живя в нашей стране, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.
Непосредственное общение с объектами неживой природы оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка – дошкольника. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Развитие исследовательской деятельности личности традиционно является одной из важнейших педагогических задач, не только в отечественной педагогике, но и в образовательных системах большинства стран мира.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Использование модели трёх вопросов для актуализации знаний детей по данной теме. • Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
2. Анкетирование родителей по вопросу формировании у детей представлений об объектах и предметах окружающего мира «Что знает ваш ребёнок оприроде?»
3. Составление плана мероприятий по теме проекта.
4. Консультация для родителей
«Как научить ребёнка дома развивать познавательно – исследовательскую деятельность.»
5. Привлечение родителей к созданию коллекции камней, созданию книги «Волшебный мир камней»
6. Подбор художественной литературы и дидактических игр.
7. Подготовка слайд – презентаций.
1. Викторина по теме ««Волшебный мир драгоценных камней»
2. Серия опытов по выявлению свойств камней.
ОСНОВНОЙ
1. НОД:
1. «Зачем человеку нужны камни»
2. «Простые и ценные камни в природе»
3. «Я в геологи пошел- пусть меня научат»
4. «Удивительные камни»
2. Беседы:
1. Какие камни на нашей планете ты знаешь?
2. Что делают из камней?
3. Профессия - геолог?
3. Чтение худ. литературы:
1. Чтение художественной литературы о камнях : Б. Бажов «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка».
2. Чтение стихов Р. Сев «Камень», Л. Татьяничева «Малахит»
3. И. П. Рыжова «О чем шептались камешки?»
4. Рассматривание книг, энциклопедий
5. Просмотр мультфильмов
6. Игры:
1. «Узнай на ощупь»
2. «Разноцветные камешки»
3. «Что делают из камней»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Презентация проекта
2. Выставка собранной коллекции «Наш мини – музей»
3. Книга «Волшебный мир камней»
Ход исследования:
- отыскать камни;
- рассмотреть строение камней;
- определить сходство и различие между камнями;
- опросить взрослых: «Все ли камни одинаковой формы?»
- сравнить камни с другими по цвету;
- анализ полученных данных и выводы.
Этапы исследования:
- появление камней из морских глубин;
- появление камней из недр земли;
- камни в воде;
- появление камней из космоса;
- цветовая гамма камней;
- виды камней (большой, маленький);
- название камней;
- свойства камней;
- камень строить помогает;
- камень в быту;
- камень в скульптуре;
- декоративный камень.
Заключение:
Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе данной работы дети проявляли активность и ярко выраженный познавательный интерес, с удовольствием принимали участие в дидактических и подвижных играх, пополняли коллекцию камней.
За время реализации проекта была создана коллекция камней Краснодарского края и книга о камнях, в создании которой принимали участие не только дети, но и родители (законные представители). В дальнейшем планируется пополнение коллекции редкими минералами, привезенными из других регионов.
Поскольку в процессе формирования представлений детей о камнях и минералах одна из главных ролей принадлежит родителям, для них организовывались консультации.
Проект получился интересным и увлекательным. Знакомство детей с камнями способствовало расширению кругозора; умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы, группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.