Надежда Владимировна Александрова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекци-онной работы с детьми с ОВЗ по зрению.
Актуальность формирования познавательно-исследовательской деятель-ности дошкольников с ОВЗ обусловлена социальным заказом общества на раз-витие личности, способной к активному познанию окружающего мира и обла-дающей исследовательскими умениями для преобразования этого мира. Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются какие либо нарушения в развитии, которые возможно преодолеть при правильной организации обучения и воспитания этой категории детей.
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
И именно познавательно-исследовательская деятельность является весь-ма эффективным способом развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, его интеллектуального потенциала: практические действия способствуют развитию мыслительных процессов, чувственного восприятия, самой практи-ческой деятельности детей, словесного общения. Как следствие этого у ребенка с ОВЗ возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.
Психологи Поддьяков Н. Н., Савенков А. И., Шумакова Н. Б., занимав-шихся проблемой познавательно-исследовательской деятельности дошколь-ников, выделили общие этапы формирования познавательно-исследовательской активности у детей :
1 этап: обследование предметов; решение проблемно-практических задач ме-тодом проб; выполнение предметной классификации по образцу;
2 этап: нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов; выпол-нение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания; установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; формирование умения выполнять операции сравнения и обобще-ния, определять последовательность событий.
3 этап: воссоздание целостного образа предмета по его частям; определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3; анализ с формулировкой вы-вода по наблюдаемому предмету или явлению; развитие детского эксперимен-тирования, расширение форм практического экспериментирования.
Критериями сформированной исследовательской деятельности стали :
-самостоятельность;
-полнота и логичность ответа;
-правильность выводов и формулировок.
Однако для для детей с ОВЗ существуют специфические показатели сформированной исследовательской деятельности :
-умение видеть проблему;
-умение формулировать и задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
-умение делать выводы и умозаключения;
-умение доказывать и защищать свои идеи;
-умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
В своей работе мы применяем принцип равенства возможностей. Прежде всего необходим подход не с позиции того, что ребенок не может в силу своей особенности, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющиеся наруше-ния. Особенно важно стараться включать детей с ОВЗ наравне со всеми в са-мые разнообразные виды деятельности. Хотя для этого им и требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленных за-дач.
Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда.
Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения и выполнения экспериментально-исследовательской деятельности. Это позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете.
В последнее время наиболее актуальным становиться применение прин-ципа безошибочного обучения: процесса постоянного применения подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому чтобы ребенок достиг успеха. После закрепления чувства успеха необходим переход к систе-матическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время. Без-ошибочное обучение осуществляется нами при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам.
Также в работе по развитию познавательно-исследовательской деятель-ности мы применяем принцип полисенсорной основы обучения (опоры на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением («развитие органов чувств в статике») : даем ребенку посмотреть, потрогать, понюхать, иногда даже попробовать на вкус исследуе-мые свойства предметов.
Например, мы использовали такие игры-экспериментирования, как:
- игры со светом "Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками",
- игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);
- игры со стеклом "Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета);
- игры с увеличительным стеклом;
- игры с бумагой;
-игры с древесиной и др.
В процессе активного восприятия и манипулирования у ребенка посте-пенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вку-совые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Это помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.
Для закрепления полученного материала мы используем метод наглядно-сти: карточки - схемы, выкладывание логических цепочек, при этом каждое действие сопровождается речью, проговариванием совершаемых действий.
В экспериментально-исследовательской работе с детьми нами применя-ются методы действия по образцу и выбор по образцу, действия по подража-нию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.
Но необходимо помнить, что для детей с ОВЗ характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, в сочетании с быстрой утомляемостью, отвлекаемо-стью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появ-лению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.
Конечно в таких условиях формирование познавательно-исследовательской активности затрудненно. Поэтому здесь важно перестроить подачу заданий и инструкций для таких детей, так как сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Таким образом организация познавательно-исследовательской деятельно-сти детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима. Это в первую очередь свя-зано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недоста-точность внимания, незрелость мотивационной сферы, об-щая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения и представляется одним из наиболее важных средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ОВЗ.
Список информационных источников
1. Венгер А. Л. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольни-ков. – М., 1987.
2. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. “Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников”. -М. : Сфера, 2017г.
3. Прохорова Л. Н. "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" : Методи-ческие рекомендации. - М. : "Аркти", 2004г.
4. Савенков А. И. "Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать зна-ния"/ Савенков А. И. - Ярославль: Академия развития, 2002г.
5. Стребелева Е. А. "Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр".-М. : Владос, 2018г.
6. Шевченко С. Г. "Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты. " – М. ,1999