Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению

Надежда Владимировна Александрова
Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекци-онной работы с детьми с ОВЗ по зрению.

Актуальность формирования познавательно-исследовательской деятель-ности дошкольников с ОВЗ обусловлена социальным заказом общества на раз-витие личности, способной к активному познанию окружающего мира и обла-дающей исследовательскими умениями для преобразования этого мира. Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются какие либо нарушения в развитии, которые возможно преодолеть при правильной организации обучения и воспитания этой категории детей.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению» размещена в разделах

И именно познавательно-исследовательская деятельность является весь-ма эффективным способом развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, его интеллектуального потенциала: практические действия способствуют развитию мыслительных процессов, чувственного восприятия, самой практи-ческой деятельности детей, словесного общения. Как следствие этого у ребенка с ОВЗ возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.

Психологи Поддьяков Н. Н., Савенков А. И., Шумакова Н. Б., занимав-шихся проблемой познавательно-исследовательской деятельности дошколь-ников, выделили общие этапы формирования познавательно-исследовательской активности у детей :

1 этап: обследование предметов; решение проблемно-практических задач ме-тодом проб; выполнение предметной классификации по образцу;

2 этап: нахождение различий в деталях при сопоставлении предметов; выпол-нение предметных действий путем зрительного соотнесения и примеривания; установление причинно-следственных связей и зависимостей между объектами и явлениями; формирование умения выполнять операции сравнения и обобще-ния, определять последовательность событий.

3 этап: воссоздание целостного образа предмета по его частям; определение предполагаемой причины явления, выбор из 2-3; анализ с формулировкой вы-вода по наблюдаемому предмету или явлению; развитие детского эксперимен-тирования, расширение форм практического экспериментирования.

Критериями сформированной исследовательской деятельности стали :

-самостоятельность;

-полнота и логичность ответа;

-правильность выводов и формулировок.

Однако для для детей с ОВЗ существуют специфические показатели сформированной исследовательской деятельности :

-умение видеть проблему;

-умение формулировать и задавать вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

-умение делать выводы и умозаключения;

-умение доказывать и защищать свои идеи;

-умение самостоятельно действовать на этапах исследования.

В своей работе мы применяем принцип равенства возможностей. Прежде всего необходим подход не с позиции того, что ребенок не может в силу своей особенности, а с позиции того, что он может, несмотря на имеющиеся наруше-ния. Особенно важно стараться включать детей с ОВЗ наравне со всеми в са-мые разнообразные виды деятельности. Хотя для этого им и требуется большее количество практических проб и исследований при решении поставленных за-дач.

Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда.

Развитие концентрации внимания, устойчивого познавательного интереса, умения достигать качественного результата, происходит в процессе наблюдения и выполнения экспериментально-исследовательской деятельности. Это позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете.

В последнее время наиболее актуальным становиться применение прин-ципа безошибочного обучения: процесса постоянного применения подсказок к инструкциям и действиям ребенка, которые приводят к тому чтобы ребенок достиг успеха. После закрепления чувства успеха необходим переход к систе-матическому уменьшению количества используемых подсказок, для того чтобы помочь ребенку стать более самостоятельным через определенное время. Без-ошибочное обучение осуществляется нами при использовании правила «от большего к меньшему», следование которому является наиболее естественным подходом обучения детей новым навыкам.

Также в работе по развитию познавательно-исследовательской деятель-ности мы применяем принцип полисенсорной основы обучения (опоры на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением («развитие органов чувств в статике») : даем ребенку посмотреть, потрогать, понюхать, иногда даже попробовать на вкус исследуе-мые свойства предметов.

Например, мы использовали такие игры-экспериментирования, как:

- игры со светом "Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками",

- игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях);

- игры со стеклом "Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета);

- игры с увеличительным стеклом;

- игры с бумагой;

-игры с древесиной и др.

В процессе активного восприятия и манипулирования у ребенка посте-пенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вку-совые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Это помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.

Для закрепления полученного материала мы используем метод наглядно-сти: карточки - схемы, выкладывание логических цепочек, при этом каждое действие сопровождается речью, проговариванием совершаемых действий.

В экспериментально-исследовательской работе с детьми нами применя-ются методы действия по образцу и выбор по образцу, действия по подража-нию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка.

Но необходимо помнить, что для детей с ОВЗ характерны неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя включиться или переключиться с одного объекта на другой, в сочетании с быстрой утомляемостью, отвлекаемо-стью, повышенной истощаемостью. Перечисленные особенности ведут к появ-лению различного рода ошибок при выполнении заданий, т. к. дети не умеют вслушиваться в речь взрослого и понимать ее.

Конечно в таких условиях формирование познавательно-исследовательской активности затрудненно. Поэтому здесь важно перестроить подачу заданий и инструкций для таких детей, так как сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять их ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

Таким образом организация познавательно-исследовательской деятельно-сти детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима. Это в первую очередь свя-зано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недоста-точность внимания, незрелость мотивационной сферы, об-щая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения и представляется одним из наиболее важных средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса при работе с детьми с ОВЗ.

Список информационных источников

1. Венгер А. Л. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольни-ков. – М., 1987.

2. Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. “Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников”. -М. : Сфера, 2017г.

3. Прохорова Л. Н. "Организация экспериментальной деятельности дошкольников" : Методи-ческие рекомендации. - М. : "Аркти", 2004г.

4. Савенков А. И. "Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать зна-ния"/ Савенков А. И. - Ярославль: Академия развития, 2002г.

5. Стребелева Е. А. "Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр".-М. : Владос, 2018г.

6. Шевченко С. Г. "Коррекционно-развивающее обучение : организационно-педагогические аспекты. " – М. ,1999

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний периодПознавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.

«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха - кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.

«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность«Берегите воду!» Познавательно-исследовательская деятельность Цель: помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить беречь воду. Материалы и оборудование: часы с секундной стрелкой,.

Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки»Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветные льдинки». Цель: Изготовление цветных льдинок, украшение участка. Задачи: Уточнить.

Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни»Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни» Познавательно-исследовательская деятельность детей. НОД «Камни». Цель: развивать исследовательскую деятельность и познавательную активность.

Познавательно-исследовательская деятельность «Мир бабочек» с детьми младшего дошкольного возрастаПознавательно-исследовательская деятельность «Мир бабочек» с детьми младшего дошкольного возраста Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже.

Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми средней группыПознавательно-исследовательская деятельность на прогулке на тему «Наблюдение за улиткой» с детьми средней группы Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие,.

Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды»Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Познавательно исследовательская деятельность «Сердце и сосуды» Образовательная область: Познание. Интеграция образовательных областей:.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группеПознавательно-исследовательская деятельность в младшей группе Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 12:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ по зрению» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Владимировна Александрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД