Татьяна Басенко
Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».
Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание „Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• показать важность работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности
• познакомить с особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности в 5-6 лет;
• ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.
Повестка дня:
1. Организационная часть. Результаты анкетирования
2. Теоретическая часть:
• Значение познавательно-исследовательской деятельности
• «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»
• Педагогические ситуации по теме собрания.
• Общие вопросы
3. Заключительная часть
Ход деятельности
Организационная часть.
Уважаемые родители! Я всегда рада видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Учат нехотя уроки, Болтуны и лежебоки
Любознательные дети, Все желают знать на свете?
Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает, До ладошки долетая?
Почему ползут барханы? Почему висят туманы?
Почему земля и море Целый век друг с другом в споре
Почему звезда упала? Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться А учиться и учиться.
Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.
Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы родителей).
Теоретическая часть:
Значение познавательно-исследовательской деятельности
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно : меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись : заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Во время экспериментов дети испытывают восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДОУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:
• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)
• внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
• речь;
• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.
Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. В этом должны помогать и вы родители.
Сообщение «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте»
В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.
Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире.
Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.
У детей 5-6 лет наблюдается:
• стремление расширить свой кругозор;
• желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
• потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;
• для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания :
• действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
• слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);
• книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.
• уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.
Педагогические ситуации по теме собрания.
Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.
• Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».
Согласны ли Вы с ответом мамы? Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? (высказывания родителей).
Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как Вы считаете? (Обсуждение).
Давайте разберем еще несколько ситуаций.
• Папа с шестилетней девочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?» (Обсуждение возможных вариантов ответов).
• Находясь на прогулке в лесу, Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется. (Обсуждение).
• Шестилетний мальчик заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды. (Обсуждение).
Общие вопросы
3 часть. Заключительная. Рефлексия.
Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.
Фотография на память.
Наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:
Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню.
Дай попробовать — и я пойму.
Протокол родительского собрания №2
Тема собрания «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».
Дата собрания : ___
Присутствовало: ___ человек
Отсутствовало по уважительным причинам ___ человек
Повестка дня
1. Организационная часть. Результаты анкетирования
2. Теоретическая часть:
• Значение познавательно-исследовательской деятельности
• «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»
• Педагогические ситуации по теме собрания.
• Общие вопросы
3. Заключительная часть
В организационной части родительского собрания были озвучены результаты анкетирования родителей по теме «Детское экспериментирование в семье»
Решение: принять во внимание информацию, полученную от родителей для дальнейшей работы с семьей и воспитанниками
За –
Против -
В теоретической части по первому вопросу слушали воспитателя группы (ФИО). ФИО познакомила родителей со значением познавательно-исследовательской деятельности, в частности детского экспериментирования для развития дошкольников.
По второму вопросу выступила воспитатель группы (ФИО). ФИО рассказала об особенностях познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
По третьему вопросу выступила педагог-психолог детского сада (ФИО). ФИО предложила родителям ряд педагогических ситуаций по теме собрания. Совместными усилиями были предложены решения данных проблемных вопросов.
Решение: совместно с родителями осуществлять работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
За –
Против –
По четвертому вопросу слушали председателя родительского комитета (ФИО, ФИО предложила оказать воспитателю содействие по оформлению прогулочного участка в зимний период: расчистка от снега, постройка снежных фигур для игр воспитанников, а так же принять участие в конкурсе «Лучший прогулочный участок зимой»
Решение: помочь воспитателю в оформлении прогулочного участка в зимний период и назначить ответственных:
1. ___
2. ___
3. ___
За –
Против -
Решение родительского собрания
Принять к сведению выступление воспитателя ФИО о развитии мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Осуществлять задачи по организации работы с семьёй по данному вопросу.
Утвердить ответственных за оформление прогулочного участка:
1. ФИО
2. ФИО
3. ФИО
Председатель родительского комитета ___ (подпись)
Секретарь ___ (подпись)
Лист посещения родительского собрания
на 2017- 2018 учебный год
№ ФИО родителя Подпись
Дата Дата Дата Дата Дата
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Приложение 1
Анкета для родителей
«Детское экспериментирование в семье»
1. ФИО ребенка ___
2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
• любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);
• пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.
3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)
4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)
5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию
• проявляю заинтересованность, расспрашиваю;
• оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;
• сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
• другие методы (какие именно) ___
6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?
7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок? (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим) ___
8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?