Приложение МААМ

Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».

Татьяна Басенко
Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание

«Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».

Цель: Привлечение внимания и заинтересованности родителей к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

Задачи:

Публикация «Родительское собрание „Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника“,» размещена в разделах

• показать важность работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности

познакомить с особенностями развития познавательно-исследовательской деятельности в 5-6 лет;

• ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

Повестка дня:

1. Организационная часть. Результаты анкетирования

2. Теоретическая часть:

• Значение познавательно-исследовательской деятельности

• «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»

• Педагогические ситуации по теме собрания.

• Общие вопросы

3. Заключительная часть

Ход деятельности

Организационная часть.

Уважаемые родители! Я всегда рада видеть Вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на нашу встречу. Это значит, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей. Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Учат нехотя уроки, Болтуны и лежебоки

Любознательные дети, Все желают знать на свете?

Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, До ладошки долетая?

Почему ползут барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море Целый век друг с другом в споре

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться А учиться и учиться.

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает-не бывает» возникают у любознательных детей. Что надо делать, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

Скажите, а вам дети часто задают вопросы? Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы родителей).

Теоретическая часть:

Значение познавательно-исследовательской деятельности

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Экспериментальная деятельность является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе образовательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно : меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись : заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.

Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.

Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.

Во время экспериментов дети испытывают восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в ДОУ заключается в том, что в процессе эксперимента развивается:

• мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);

• воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть)

• внимание и память (запомню – дома расскажу маме);

• речь;

• мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).

Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом с родителями и сверстниками. В свою очередь мама обязательно удивиться, узнав, что камень тонет в воде, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослых, похвала, поощрение ребенка.

Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (Почему? Зачем? как? Откуда? Как устроен мир, почувствовать себя ученым, первооткрывателем.

В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности. В этом должны помогать и вы родители.

Сообщение «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в среднем дошкольном возрасте»

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире.

Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

• стремление расширить свой кругозор;

• желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

• потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

• для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания :

• действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);

• слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);

• книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

• уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

Педагогические ситуации по теме собрания.

Дети задают нам взрослым очень много вопросов на различные темы. Давайте представим такую ситуацию.

• Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Согласны ли Вы с ответом мамы? Постарайтесь поставить себя на место ребенка. Как, по Вашему мнению, отвечать на вопросы «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался? Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка? Что следует учитывать при ответах на вопросы детей? (высказывания родителей).

Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как Вы считаете? (Обсуждение).

Давайте разберем еще несколько ситуаций.

• Папа с шестилетней девочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?» (Обсуждение возможных вариантов ответов).

• Находясь на прогулке в лесу, Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает, как она называется. (Обсуждение).

• Шестилетний мальчик заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды. (Обсуждение).

Общие вопросы

3 часть. Заключительная. Рефлексия.

Обмен мнениями. Вопросы родителей к педагогу.

Фотография на память.

Наше родительское собрание хотелось бы закончить словами китайской пословицы:

Расскажи — и я забуду.

Покажи — и я запомню.

Дай попробовать — и я пойму.

Протокол родительского собрания №2

Тема собрания «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».

Дата собрания : ___

Присутствовало: ___ человек

Отсутствовало по уважительным причинам ___ человек

Повестка дня

1. Организационная часть. Результаты анкетирования

2. Теоретическая часть:

• Значение познавательно-исследовательской деятельности

• «Особенности познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте»

• Педагогические ситуации по теме собрания.

• Общие вопросы

3. Заключительная часть

В организационной части родительского собрания были озвучены результаты анкетирования родителей по теме «Детское экспериментирование в семье»

Решение: принять во внимание информацию, полученную от родителей для дальнейшей работы с семьей и воспитанниками

За –

Против -

В теоретической части по первому вопросу слушали воспитателя группы (ФИО). ФИО познакомила родителей со значением познавательно-исследовательской деятельности, в частности детского экспериментирования для развития дошкольников.

По второму вопросу выступила воспитатель группы (ФИО). ФИО рассказала об особенностях познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте

По третьему вопросу выступила педагог-психолог детского сада (ФИО). ФИО предложила родителям ряд педагогических ситуаций по теме собрания. Совместными усилиями были предложены решения данных проблемных вопросов.

Решение: совместно с родителями осуществлять работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

За –

Против –

По четвертому вопросу слушали председателя родительского комитета (ФИО, ФИО предложила оказать воспитателю содействие по оформлению прогулочного участка в зимний период: расчистка от снега, постройка снежных фигур для игр воспитанников, а так же принять участие в конкурсе «Лучший прогулочный участок зимой»

Решение: помочь воспитателю в оформлении прогулочного участка в зимний период и назначить ответственных:

1. ___

2. ___

3. ___

За –

Против -

Решение родительского собрания

Принять к сведению выступление воспитателя ФИО о развитии мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте. Осуществлять задачи по организации работы с семьёй по данному вопросу.

Утвердить ответственных за оформление прогулочного участка:

1. ФИО

2. ФИО

3. ФИО

Председатель родительского комитета ___ (подпись)

Секретарь ___ (подпись)

Лист посещения родительского собрания

на 2017- 2018 учебный год

№ ФИО родителя Подпись

Дата Дата Дата Дата Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Приложение 1

Анкета для родителей

«Детское экспериментирование в семье»

1. ФИО ребенка ___

2. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?

• любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых);

• пробует создавать что-то новое из обычных предметов, веществ.

3. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок? (с водой, моющими средствами, стеклами, бумагой, тканью)

4. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если да, то как часто? (часто, редко, всегда, никогда)

5. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию

• проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

• оказываю эмоциональную поддержку, одобряю;

• сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;

• другие методы (какие именно) ___

6. Какие из наиболее ярких открытий для самих себя, по Вашему мнению, сделал Ваш ребенок?

7. Чем радует и удивляет Вас Ваш ребенок? (любознательностью, познавательной активностью, чем-то другим) ___

8. Что вам больше по душе: когда ребенок самостоятельно познает окружающий мир, или при тесном взаимодействии с родителями?

Публикации по теме:

Родительское собрание «Роль игры и сказки в жизни ребенка» «Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации» План-конспект родительского собрания 1. Родительское.

Родительское собрание «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в предшкольный период жизни ребенка» Задачи: 1. Формирование правильной позиции родителей в оценке.

Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника» Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Родительское собрание «Воспитание у ребенка интереса к чтению. Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник,.

Родительское собрание «Значение игрушки в жизни дошкольника» Родительское собрание на тему: «Значение игрушки в жизни дошкольника»[/b] Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме.

Родительское собрание «Портфолио дошкольника  «Досье успеха»» в средней группе РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА – «ДОСЬЕ УСПЕХА»» (средняя группа) Цель: использовать портфолио дошкольника как способ накопления.

Родительское собрание «Здоровье ребенка — важная задача в воспитании ребенка» Протокол №5 родительского собрания в младшей группе №4 МБДОУ детский сад №8 от 25.01.2017г. Тема: «Здоровье ребенка – важная задача.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка в детском саду» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Родительское собрание в подготовительной группе «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Родительское собрание в подготовительной группе ТЕМА: «Семья на пороге школьной жизни ребенка» Подготовила и провела Полякова В. А. Время.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника Людмила Пановская Экспериментально-исследовательская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».
Опубликовано: 16 января 2019 в 08:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Познавательно исследовательская деятельность в жизни ребенка дошкольника».» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Басенко (УИ 377199) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД