Кривко Любовь Анатольевна
Познавательно-игровой проект «Вместе весело играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности в игре».
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития…
Игра-это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В. Сухомлинский
Актуальность.
Публикация «Познавательно-игровой проект „Вместе весело играть“» размещена в разделах
У ребёнка от 1 до 3 лет идёт важный процесс знакомства с миром. Каждый день приносит что-то любопытное, и что-то надо изучить, попробовать на вкус. Внимание малышей непроизвольно, то есть кроха занимается тем, что интересно. Каждый доступный предмет, привлекший внимание, проходит тщательную проверку на прочность. Параллельно с развитием речи у крохи крепнет интеллект. Это замечательное время для развития восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения. Обучение идёт в самой приятной из форм - игре. Самое важное - создать в группе такую среду, которая поможет скорейшему самостоятельному развитию и обучению малыша. Эта среда должна формировать его первоначальный жизненный опыт, сенсорные и психомоторные навыки, способствовать физическому, интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Несмотря на богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы, несовершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. То есть в раннем возрасте складываются не только сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего усовершенствования. У здорового ребёнка в первые три года жизни ярко выражены ориентировочные реакции. Они стимулируют развитие сенсомоторных потребностей в движениях и впечатлениях. Сенсорные потребности побуждают ребёнка к двигательной активности. И в свою очередь движения способствуют интеллектуальному развитию малыша. Если дети ограничены в получении информации, то их психическое развитие задерживается.
Особое значение в психическом развитии имеют эмоциональное состояние ребёнка и его отношение к окружающему. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования поведения. Они влияют на установление социальных связей, сначала со взрослыми, а затем со сверстниками, на формирование личности, поддержание и развитие интереса к окружающему.
Ведущая роль в психическом развитии ребёнка раннего возраста принадлежит взрослому. Он обеспечивает малышу оптимальные условия жизни, знакомит его с окружающим, направляет и формирует его активность. В ответ на заинтересованное, доброжелательное отношение взрослого у ребёнка очень рано формируется потребность в общении с ним.
Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течении всей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться. Самое печальное, что потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периоды жизни человека.
Теоретическое обоснование.
Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего возраста – профессора Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская – считают: чем моложе и беспомощнее ребёнок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.
Условия развития познавательных психических процессов, подъём их на более высокий уровень – это практика, исследовательские действия ребёнка.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий с детьми, их самостоятельной деятельности,направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми.
Существует множество различных классификаций игры. Г. Крейг делит их следующим образом: сенсорные игры, игры –возни, языковые игры, ролевые игры, игры с правилами.
Бег, прыжки, лазание, кружение – моторные игры – тоже характерны для детей раннего возраста. Играя, малыши помогают друг другу овладеть определёнными физическими, когнитивными и социальными навыками.
Участники проекта : дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта : с сентября 2017 года - май 2017 года.
Цель проекта : Создание условий для активизации работы по игровой деятельности, развитие творческой активности и нравственных качеств дошкольников в игровой деятельности.
Задачи:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с новыми играми
2. Развитие детей посредством разнообразных игр и упражнений.
3. Способствовать интеллектуальному развитию малышей.
4. Способствовать увеличению двигательной активности детей.
5. Воспитание организованности, внимания, умения управлять своими движениями
6. Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретённых в ходе реализации проекта.
5. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Этапы реализации задач:
Первый этап работы (сентябрь) – донести до участников проекта важность данной темы. Изучить необходимую литературу по данной теме. Подготовить необходимый материал для познавательной деятельности.
Второй этап работы (октябрь-ноябрь) – создать в группе развивающую среду: сбор, покупка и накопление различного материала.
Третий этап работы (декабрь-май) – реализация плана мероприятий с детьми.
Четвёртый этап работы (май) – анализ результатов проделанной работы, демонстрация родителям чему научились дети, подведение итогов, оформление папки.
Предполагаемый результат:
1. В ходе игр раскрываются творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
2. Развивается мышление, эмоциональная сфера дошкольников.
3. Дети проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к сверстникам.
4. Развивается мышление, эмоциональная сфера дошкольников и совершенствуются сенсорные навыки.
5. Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
План-проект.
№ п/п Содержание Сроки
1. Самостоятельная деятельность педагога:
- изучение литературы по данной теме
- составление перспективного плана
- подбор наглядного и практического материала
- социальное партнёрство
- обмен опытом с коллегами В течении года
2.
Работа с детьми:
Пальчиковые игры:
Ладушки.
Сорока-белобока.
Пальчики в лесу.
Пальчик-мальчик.
Пианист.
Человечек.
Очки.
Домик.
Как живёшь?
Замок.
Игры на развитие мелкой моторики рук:
Игра с прищепками.
Игры с баночками и коробочками.
Игры с матрёшками.
Игры со шнуровками.
Игры с лентами.
Мозаика.
Игры со счётными палочками.
Чудесный мешочек.
Игры на развитие мышления:
Парные картинки.
Разрезные картинки.
Кубики.
Четвёртый лишний.
Пирамида.
Найди такой же.
Загадки и отгадки.
Игры на развитие речи, памяти, внимания:
Театр сказок.
Покажи и назови.
Что изменилось?
Игры на развитие слухового восприятия:
Что как звучит?
Слушаем звуки.
Кто как кричит?
Повтори звук.
Звуковые коробочки.
Игры с разными предметами:
Какой мяч больше?
Большие и маленькие.
Круг, квадрат.
Поручения.
Развитие речи:
Мыльные пузыри.
Сдуй пушинку.
Снежинки.
Пузырь.
Паровоз.
Отгадай, кто к нам пришёл.
Работа с родителями.
Знакомство родителей с темой проекта на первом родительском собрании.
Помощь родителей при подборе игрового оборудования.
Консультация для родителей: «Развивающие игры для детей 3 года».
Семинар-практикум для родителей «Рука развивает мозг».
Составление фотоколлажа «Я играю».
В течении года
Литература
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
2. Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе».
3. Калмыкова Л. Н. «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?»
4. Соляник Е. Н. «Развивающие игры».
5. Силантьева С. В. «Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста».
6. Погудкина И. С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста с 1 года до 3 лет»,
7. Интернет-ресурсы: https://hsportal/ru/ , https://maam/ru