Кристине Папян
Познавательная игра для старших дошкольников «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка "Познавательная игра для старших дошкольников"
«Волшебство воды»"
Пояснительная записка
Познавательная игра «Волшебство воды» разработана для детей дошкольного возраста и нацелена на выявление и закрепление первичных знаний детей о свойствах воды. Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды. Игровая программа разработана с учетом возрастных особенностей дошкольников. В программу включены следующие игровые виды деятельности : Отгадывания загадок, викторина, эксперименты, веселая физминутка.
Публикация «Познавательная игра для старших дошкольников „Волшебная вода“» размещена в разделах
Данная форма организации мероприятия по изучению свойств воды обеспечивает более углубленное восприятие информации. Познавательная игра «Волшебство воды» направлена на развитие любознательности детей и поддерживание проявления самостоятельного познания окружающего мира.
Цель:
совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи :
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знание детей о свойствах воды.
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
Материалы и оборудование:
3-х литровая банка, стакан, пипетка, вода, шприц, зубочистки, стакан воды, наполненный примерно на 2/3, картон, прозрачная бутылка, банка или графин, растительное масло, пищевой краситель, несколько таблеток аспирина, фонарь, жетоны, наклейки.
План занятия
I. Орг. момент:
организация внимания;
целеполагание.
II. Основной этап
Вводная часть 1:
отгадывание загадок;
опрос детей, для определения уровня знаний о свойствах воды.
Основная часть 2:
викторина «Что мы знаем о воде»;
эксперименты (опыты).
III. Заключительный этап:
слова благодарности Капли.
Ход занятия
I. Орг. момент
1) Организация внимания
В зале звучит веселая музыка и к детям выходит Капля.
Капля: - Здравствуйте, дорогие ребята, девочки и мальчики. Меня зовут Капля. Сегодня я хочу поиграть с вами в веселые игры с водой, и заодно узнаю, что вы знаете о воде и о ее свойствах. Вы готовы (ответы детей)
2) Целеполагание
Капля: Ребята, а что вы знаете о воде (ответы детей)
Для чего нужна вода (ответы детей)
Капля: Правильно ребята! Но для того чтобы начать нашу игру, нам нужно с вами вспомнить все о воде и о ее свойствах. Вы готовы (ответы детей)
II. Основной этап
1. Вводная часть
Капля: Предлагаю начать с отгадывания загадок.
Что в руках не удержать? (Воду.)
Дождь прошёл, а я осталасьНа дорожке во дворе. Воробьи во мне купались. На потеху детворе. Но до завтрашнего дня Солнце высушит меня. (Лужа.)
Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткалиИ пошли искать их днём,Ищем, ищем не найдём. (Роса.)
Детки сели на карниз. И растут всё время вниз. (Сосульки.)
Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней.)
Прозрачен, как стекло,А не вставишь в окно … (Лёд.)
Кругом вода, А с питьём беда. (Море.)
Капля: молодцы ребята, вы все правильно отгадали.
2) Опрос детей для определения уровня знаний о свойствах воды
Капля: Подождите, здесь что то пошло не так, загадки совсем не о воде или же о воде? Я совсем запутался ребята.
Воспитатель: А давайте ребята Капля посидит отдохнет, а мы ему поможем разобраться во всем. Согласны (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете ребята, что смутило каплю в загадках (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, вода бывает разной и свойства воды так же разнообразны.
2. Основная часть
1) Викторина «Что мы знаем о воде»
Чтобы Капле не было скучно,пока мы ему объясняем о свойствах воды, предлагаю поиграть в викторину «Что мы знаем о воде». Для этого мы с вами поделимся на 2 команды, и каждая команда получит жетон за правильный ответ. Капля будет считать ваши жетоны.
Где в природе можно встретить воду?
Для чего человеку нужна вода?
Кому еще нужна вода?
Назови три состояния воды?
Назови свойства воды?
При каких условиях вода превращается в лед?
При каких условиях снег превращается в воду?
Какую воду можно пить?
Есть ли вкус у воды?
Какой запах у воды?
Если в воду добавить соль или же сахар, какой вкус приобретет вода?
Воспитатель: Все вопросы закончились! Молодцы, вы очень старались! Теперь я предлагаю посчитать свои жетоны для определения победителей викторины.
Все участники викторины награждаются аплодисментами, а команда победителей получает наклейки.
Капля: Какие же вы все таки молодцы! Вы многое знаете о воде и о ее свойствах. Я благодаря вам во всем разобрался и все вспомнил. И сейчас я смогу с вами поиграть в веселые игры с водой как и обещал.
2) Эксперименты (опыты)
Опыт №1 Количество воды на земле
Набираю в трехлитровую банку воды. Это количество всей воды на Земле. Из банки отливаю стакан воды. Это количество пресной воды на Земле. Из стакана набираю пипеткой. Это количество питьевой воды. Какой вывод мы можем сделать (Вместе делаем вывод что чистой питьевой воды мало и ее надо беречь.)
Опыт №2 Капиллярный эффект. Превращаем зубочистки в звёздочки. Возьмите 5 зубочисток, аккуратно согните их пополам и разложите в виде снежинок. Наберите воду в шприц и накапайте в центр фигуры. Наблюдайте за процессом. Снежинки постепенно будут превращаться в звёздочки. Почему так происходит? Дерево впитывает воду. Капельки проникают всё глубже по капиллярам. Когда они полностью заполняют зубочистку, её волокна начинают распрямляться. Получаются вот такие звёздочки.
Опыт № 3 Перевернутый стакан с водой. Прикройте стакан воды кусочком картона и переверните его. Опустите руку, вы увидите, что вода будет оставаться в стакане, а картон будто приклеится. Почему так происходит? Воду в стакане удерживает давление воздуха. Снаружи оно выше, чем внутри. Таким образом, кусочек картона приклеивается к стакану, и вода не может вытечь. Такой же эксперимент можно повторить и с пластиковой карточкой.
Опыт №4 Лавовая лампа. Предлагаю сделать волшебную лавовую лампу напоследок.
Влейте воду в графин примерно на 1/3. Подкрасьте её.Сверху добавьте подсолнечное масло. Плотность масла меньше, чем воды, поэтому оно останется на поверхности и не станет смешиваться с водой. Добавьте в графин с жидкостями несколько таблеток аспирина. Или любых других шипучих таблеток. Они начнут выделять углекислый газ. Понаблюдайте за химической реакцией, она очень красивая и завораживающая. Цветная подкрашенная вода поднимается и, не смешиваясь с маслом, вновь опускается.
Особенно интересно наблюдать за процессом в темноте. Погасите свет и подсветите графин фонариком. У нас получится настоящая лавовая лампа. Из этого эксперимента можно сделать ещё один вывод: вода и масло никогда не смешиваются.
III. Заключительный этап
1) Заключительные слова Капли
Капля: Ну что ребята, вам понравились наши веселые и познавательные игры с водой? (ответы детей)
Вы все большие молодцы! Сегодня мы весело поиграли, проверили свои знания о свойствах воды. Каждый из вас узнал что-то новое и важное.
Спасибо большое за гостеприимство, но мне уже пора! Веселые обнимашки на прощания с Каплей.