Наталья Малахова
Познавательная деятельность дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимна
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из актуальных задач – это познание детьми окружающего мира и адаптации в нем. Разрушающие воздействия человека ведет к необратимым последствиям, поэтому созидательные качества и любовь к семье, природе, родному краю, воспитание патриотизма надо прививать с детства.
Важным периодом в жизни человека является отрезок от 3 до 7 лет. К концу этого периода ребенок входит в общественную жизнь и утверждает себя как член общества. У детей развивается познавательный интерес к окружающему- они наблюдают за тем, что происходит вокруг них: отношения в семье, между людьми; наблюдают за животными- весь природный мир приковывают детское внимание. Пытаясь познать окружающее они копируют то, что происходит вокруг них: «как мама разговаривает с папой, как ветерок шевелит листочки, как растёт травка и распускается цветок», Вот это ребёнок переносит на свою модель существования. Привитие к семье, родному краю, воспитывать в них самые лучшие качества, устремить к Ценностям Добра, Истины, Красоты- самое благодатное время это дошкольный возраст.
Возникает необходимость поиска новых форм организации занятий по физическому воспитанию, на которых двигательная деятельность чередовалась или сочеталась с познавательной. В этой связи популярными в дошкольном образовании становятся интегрированные занятия, курсы не связанные или косвенно связанные с физическим воспитание.
В настоящее время известны научные исследования касающиеся реализации интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нельзя ограничивать физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленный на формирование только двигательных умений и навыков, развития физических качеств человека.
Важная взаимосвязь умственного и физического воспитания основано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено новым подходом и развивающим содержанием. Взаимосвязь ведёт: к укреплению здоровья, формирует у ребёнка целостность картины окружающего мира, прививает любовь к физическим упражнениям, развивает интерес к предметам и явлениям окружающей действительности.
В этом возрасте закладываются базовые знания знакомство с миром, отношения в нем. В процессе движения ребёнок активно осваивает окружающее его пространство и познаёт его. Эти представления дают возможность глубже постигать явления окружающей действительности, их связи и зависимости.
Накопленные сведения о большом мире являются серьёзной базой для дальнейшего вхождения в социум. Эта база требует от него определённых умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений, установление осмысленных взаимосвязей нашего мира; дальнейшее формирование положительного отношения к окружающему. Обычно интерес познания к жизни вызывается не одной, а множеством одновременно действующих причин, не одним взаимодействием, а целой совокупностью факторов. Особенно дети старшего дошкольного возраста активно пытаются узнать все происходящее вокруг и копировать отношения. Главная цель-найти своё место в жизни, понимать окружающее и ценить то, что имеешь. Плавно подвести детей к понимаю, что они открыли для себя определенную интересную область знаний, в последующем они будут узнавать из неё ещё много интересного, важного и полезного.
Наиболее эффективными для реализации этой цели на физкультурных занятиях являются средства сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, учитывающие возрастные особенности психического развития ребёнка и строящиеся на приоритете музыкальной сюжетно-ролевой игры-драматизации и многообразия двигательных действий, с помощью которых создаются музыкально-двигательные образы. Комплексы ритмической гимнастики составлены согласно с задачами по физическому воспитанию и темами из предмета знакомство с окружающим. Одинаковое количество часов по программе этих предметов позволяет объединить их. Все двигательные действия связаны с действиями и имеют сюжет из окружающего мира.
Любое двигательное действие запоминается лучше, если оно содержит информацию, которая связывает ребёнка с миром. Эффективное использование на занятиях комплекса разнообразных упражнений и музыки с различной информацией об окружающем способствует повышению функциональной подвижности нервных процессов и совершенствованию работы ЦНС. Физическая подготовленность дошкольников, уровень развития их психических процессов, а также знания о мире значительно повысятся при условии использования в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения физкультурных интегрированных занятий на основе двигательной познавательной деятельности, базирующихся на сюжетно-ролевой ритмической гимнастике и дидактическом материале программы по разделу знакомство с окружающим.
Происходит формирование устойчивого интереса к окружающему миру через двигательную деятельность и даёт положительные результаты. Активное использование информации о мире способствует углублению и укреплению знаний. Дети с большим интересом знакомятся с окружающим миром и копируют его.
На занятиях дети получают физическую нагрузку, приобретают знания о животных, о насекомых, людях и социальных явлениях. Происходит укрепление здоровья, развитие физических качеств, ознакомление, расширение и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка. В процессе мыслительной деятельности возникают вопросы, предположения- это является мощным стимулятором умственной активности детей. Входе работы с детьми дошкольного возраста формируется база ясных знаний, происходит непрерывный рост. Содержательное упорядочивание способствует формированию знаний в познавательном развитии ребёнка. Происходит знакомство детей с причинно- следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
Представление ребёнка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего. Происходит обучение его самостоятельно ориентироваться и действовать в мире. Главная задача для педагогов заключается не в передаче им готовых знаний, а организации такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения задач. Радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает ребенка.