Бикташева Наталья Петровна
Познавательная деятельность детей с элементами рисования расческой в старшей группе «Дожди бывают разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность детей с элементами нетрадиционного рисования в старшей группе
Тема: «Дожди бывают разные»
Цель:
- Формировать у детей сознание ценности природы и единства всех ее составляющих, в том числе и человека; показать разнообразие дождей. Продолжать развивать связанную речь. Развивать творческие способности, воображение средствами музыки, художественного слова и живописи. Закреплять основные цвета и цвета радуги, получать новое цвета путем смешивания.
Публикация «Познавательная деятельность детей с элементами рисования расческой в старшей группе „Дожди бывают разные“» размещена в разделах
- Дождь, дождик. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Расчёска
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
- Учить детей рисовать дождь в нетрадиционной технике, с помощью расчесок - Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Картинки тучи, облака, дождинок, шапочки туч, подушечки для сидения (на каждого ребенка, репродукции картин: А. Герасимов «После дождя»; А. Куинджи «Радуга»; И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Краски, палитры, кисти, подставки, салфетки, тарелочки с поролоном, расчески, бумага для рисования – на каждого ребенка. Диск со слайдами дождей, диск с музыкальным произведением: Я. Никитин «Вальс дождя», А. Любарский «Дождь», «Музыка дождя».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением различных видов дождей; рассматривание репродукций картин А. Куинджи «Осенняя распутица», «Радуга», И. Левитана «Хмурый день», «Осенний день», В Пурвита «Осенний пейзаж», И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Лесной пейзаж. Дорога», А. Герасимов «После дождя» и др. Читали отрывок из произведения К Паустовского, стихи С. Пшеничных, Г. Белозерова, О. Бундур, Г. Новицкой, В. Орлова, Т. Травина и др., некоторые стихи заучивали. Читали пословицы, поговорки, приметы, потешки о дожде. Загадывали загадки. Разучивали физминутки, пальчиковые игры, массажи на тему дождя. Рисовали дожди в традиционной и нетрадиционной технике рисования.
Литература: Т. А. Цквитария «Нетрадиционные техники рисования», стихи С. Пшеничных, Г. Белозерова, О. Бундур, Г. Новицкой, В. Орлова, Т. Травина и др. ,
Ход деятельности
Ребята, мне нужна ваша помощь.
Мне прислали картинку, но она с секретом. Я не могу его разгадать. Помогите мне пожалуйста.
Посмотрите на экран. Изображена осень. Дети под зонтом. На небе туча. Под ногами лужи. В чем секрет, что не нарисовал художник?
Я теперь знаю, о чем вам рассказать. Я вам расскажу о дождях! СТОП!
А какое сейчас время года?
А зимой бывает дождь?
Значит, знакомимся поближе с некоторыми дождями.
Но сначала я хочу узнать.
Кто любит гулять под дождем, поднимите руки.
А кому и зачем нужен дождь?
(Дождь облегчает человеку труд – поливает огород. Летом дождик освежает воздух, спасает от жары людей и животных. Растениям дождь нужен для роста).
Ребята, а вы знаете, что такое дождь? (Капельки воды.)
Откуда падают капельки дождя? (Из тучи.)
Если на небе появились тучи – жди дождя
Знаю много я дождей!
Сосчитайте поскорей.
Зимний и весенний,
Летний и осенний,
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Знакомьтесь.
- Дождь прямой. И зовется ливнем он. Капли ровно с верху вниз.
- Этот дождик вот, косой. А зовется Косохлест. От того, что капли косо падают.
- А вот мелкий дождик. Ситничком зовется. Тучу как будто в ситечке трясут, маленькие капельки падают на землю.
- Этот дождичек грибной. Туча близко к земле прижимается. Дождик теплый мелкий сыплется. Лужи после этого дождя теплые и начинают лезть грибы.
- Есть дождик со снегом.
- Есть дождик и с градом.
- Есть с молнией сильной.
- Есть дождик с красавицей, радугой – дугой.
- Даже есть дождик, который слепой. На небе светит яркое солнце, и тут же дождик пошел.
О дожде много написано. И поэтами, и писателями.
Во что писал о слепом дожде Константин Георгиевич Паустовский.
Слепой дождь идет при солнце. В народе о нем говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами, как не сказочной красавице царевне!
Физминутка:
Капли играли в прятки. (Хлопок в ладоши.)
Капли ныряли в грядки, (Прыжок.)
В клумбы,
Ручьи и лужи. (Приседание.)
Все исчезали тут же. (Закрываются руками, прячутся.)
Звонкие капли-дождинки
Прыгали вдоль тропинки. (Прыжки.)
Прятали их травинки. (Приседание.)
Прятал в иголках ежик. (Приседание, закрывают руками друг друга.)
Капли играли в дождик.
С древних времен музыканты, наслаждаясь шумом дождя писали музыку, удивительную созвучную дождю.
А. Любарский «Музыка дождя»
Дидактическая игра: «Узнай дождь».
1. Летний дождь.
Летний дождик, тёплый душ!
На ветру искрится!
Оставляет море луж,
Чтобы всем напиться!
2. Осенний дождь. Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже - росы,
Дождь - холодным серебром.
3. Прямой дождь. Дождик прямо лил, лил, лил…
Дождик дерево умыл,
Причесал и тихо лег
Ясным зеркальцем у ног.
4. Косой дождь. Лежит на небе туча,
Вздыхает и ворчит,
А дождичек косой
Копытцами стучит.
5. Грибной дождь. Кружит тучка надо мной.
Дождь весёлый, дождь грибной.
А грибы меня смешат:
От дождя под зонт спешат.
6. Дождь с радугой. По радуге, по радуге,
Как будто бы с горы,
Съезжает дождик, радуя
Оравы детворы.
Ребята, отгадайте загадку:
Крашенное коромысло
Над рекой повисло (радуга).
Сколько у радуги цветов?
Какие это цвета, назовите?
Какие три цвета являются основными?
С помощью этих основных цветов мы сейчас будем получить и другие цвета.
(дети проходят к палитрам)
Три цвета, три цвета.
Ребята, немало ли это?
Кисти возьмем.
И краски по парам мешать мы начнем.
Из синей и красной – вот этой
Получим мы цвет… ФИОЛЕТОВЫЙ.
А синий мы с желтым смешаем
Какой мы цвет получаем?. ЗЕЛЕНЫЙ
А красный плюс желтый,
Для всех не секрет,
Дадут нам, конечно… ОРАНЖЕВЫЙ цвет.
Я очень люблю дождь. Ведь дождь приносит с собой свежесть и прохладу.
А также вдохновение для поэтов, музыкантов и художников. Ведь именно в период дождя были написаны знаменитые произведения и картины, которыми мы гордимся до сих пор.
Просмотр нескольких репродукций:
А. Куинджи «Радуга»;
И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу»
А. Герасимов «После дождя».
Пальчиковая гимнастика "Дождь".
Меж еловых мягких лап (Поглаживают подушечками пальцем поверхность стола.)
Дождик кап-кап-кап. (Стучат пальцами по столу.)
Где сучок давно засох — (Касаются первым и пятым пальцами руки.)
Серый мох, мох, мох.
Где листок к листку прилип, (Поднимают руки над столом, пальцы то вместе, то раскрывают широко.)
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашел его, друзья? (Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.)
Это я, я, я! (Сжимают все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его.)
Рисование, в нетрадиционной технике (под музыку Я. Никитина «Вальс дождя»).
Ребята, мы сейчас с вами будем рисовать дождь. Дождь, начинаем рисовать, с большой синей тучи. Кистью и синей гуашью в верхней части листа рисуем темную тучу. Затем берем расчески, смачиваем на поролоне и проводим по листу бумаги сверху вниз. От тучи до земли.
Ребята, посмотрите, на мольберте грустная туча и веселое облако, а рядом капельки – дождинки. Если у вас сейчас хорошее настроение приклейте капельку на веселое облачко, а если у вас плохое настроение капельку можно приклеить на грустную тучку.
А я люблю дожди любые,
И летние с ночной грозой,
И серые, и голубые,
Люблю и в осень и весной.
Люблю дожди с шипящим ветром,
Люблю стучащие в окно,
Люблю идущих тихо-тихо,
Люблю любые, все равно.
А какой вам дождь больше всех понравился, может кто-то узнал о новом дожде?
А чем вы сегодня научились рисовать дождь?
Вам понравилось?
Молодцы, спасибо, я вами горжусь!