Елена Дробяк
Познание свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, предметным миром.
В условиях детского сада и дома часто возникают ситуации, требующие от дошкольников элементарных математических навыков. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает его деятельность. Ребенка окружает разнообразный предметный мир, каждый предмет отличается своими свойствами и отношениями с другими предметами.
Публикация «Познание свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Чтобы ребёнок дошкольного возраста познал такие свойства предметов, как: форма, размер и количество, необходимо овладеть способами сравнения, сериации и классификации. В познание свойств и отношений входит - познание формы, размера, количества в процессе сравнения.
Сравнение - первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста. Именно сравнение является одним из основных логических приемов познания внешнего мира. Ребёнок начинает познавать предмет с того, что отличает его от ряда других и, одновременно, находит сходство с другими объектами. Вопросами развития представлений о свойствах предметов у детей 4-5 лет занимались такие педагоги, как: Л. А. Венгер, Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, К. Л. Непомнящая, А. А. Столяр и другие. Л. А. Венгер занимался проблемами развития перцептивных (обследовательских) действий и развития процесса восприятия, уделял большое значение познанию ребенком свойств и отношений предметов окружающего мира.
Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые начинают складываться уже в младшем дошкольном возрасте.
В дошкольной дидактике имеется большое количество разнообразных обучающих материалов. Наиболее эффективным пособием считаем логические блоки, разработанные венгерским научным деятелем Золтаном Дьенешем, для подготовки мышления детей и усвоению математики.
Работу по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста можно предложить выстроить в три этапа, в соответствии с логикой формирования деятельности действий ребенка:
1. Ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом.
2. Закрепление знаний и умений детей при математических играх.
3. Обобщение умений, навыков и перенос их в другие виды деятельности.
Важным звеном в этой работе является организация предметно- пространственной развивающей среды в группе. Благоприятная развивающая среда направлена на стимулирование развития ребенка, обеспечивает ему самостоятельность и активность в деятельности.
Приобщают к умственной деятельности следующие развивающие игры: игры из серии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Пазлы», разрезные картинки и игры; «Геометрическое лото», «Найди в окружающем» и другие.
Большое значение имеют дидактические пособия, помогающие ребенку выбрать предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия – это логические блоки Дьенеша. Для усвоения детьми элементарных математических знаний в группе необходимы геометрические фигуры и тела (плоские и объемные, цифры.
В математическом уголке для воспитанников можно предложить дидактический материал по работе с блоками Дьенеша : дидактические игры, цвет, форма, подбери по цвету, по форме, но еще есть материал, связанный с решением других задач математического развития – маленькие логики, головоломки - мозайки. Детей интересует разнообразный дидактический материал, особенно логические блоки Дьенеша и игры серии - пазлы, в которые вложен элемент самоконтроля.
Можно предложить детям поиграть в «Чудесную коробочку» : один ребёнок прячет фигурки в коробочке, а другой на ощупь узнает, называет и достаёт их. Ребятам это нравится, эту игру можно повторять неоднократно. Ещё замечена следующая особенность: дети проигрывают именно те игры, которые им показывают взрослые в совместной образовательной деятельности.
После создания предметно – пространственной развивающей среды можно переходить к первому этапу – ознакомление детей с математическими играми и занимательным математическим материалом. Его задача первого этапа - развитие у воспитанников интереса к материалу по математике и дидактическим играм. Важно, чтобы на этом этапе у детей возникло желание действовать с ними.
Целесообразно использовали разнообразные методы и приемы: информационно – рецептивные, репродуктивные и исследовательские. Широко применяли художественную литературу, загадки про формы, цвет и размер, чтобы помочь ребенку выделить определенное качество.
Познакомили воспитанников с такой игрой как «Угадай цвет, форму, величину» - выделение и называние отдельных свойств блоков. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего - «красный», «желтый», «синий» - дети поднимают блоки названного цвета. Следовательно, они различают свойства. Подойдут следующие игровые ситуации: «разложи цветы по клумбам», «печенье по столам», «листья на деревья» и т. д. Разложи по цвету, потом по форме. Инструкция: Зайчик любит красное печенье, лиса – желтое, мишка - синее. При данной игре по форме ( инструкция: зайчик любит круглое печенье, лиса – треугольное, мишка - квадратное).
Следующая игра - «Давай познакомимся» - выделение и называние объема свойств. Дети встают в круг (или парами) у каждого свой блок. Блоки «оживают, разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем его свойств. Выделить объем свойств блока более сложно, чем заметить отдельные его свойства. Называя «полное имя» блока, дети незаметно для себя учатся решать эту непростую задачу. Если вначале полное имя блока могут давать только 3-4 ребёнка, то впоследствии и остальные дети смогут легко это сделать.
Задача второго этапа - закрепление знаний детей о свойствах предметов : цвете, форме, величине.
Используются игры:
* «Найди блок». Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» своего блока, другие находят этот блок по описанию; выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок. Детям очень нравится эта игра.
Когда дети научились классифицировать и обобщать блоки по одному свойству, можно их подводить к обобщению по двум свойствам и предложить ряд игр, в которых предметы группируются по двум свойствам.
* В игре «Разложи по клумбам» в одном обруче лежали все треугольные большие цветы, а в другой все круглые маленькие. Сначала классификация по двум свойствам может вызвать у детей большие затруднения. После системного включения этих игр в работу, ребята смогут выполнять эти задания практически без затруднений.
* Психологами и педагогами отмечено, что одним из средств сенсорного развития является ознакомление с окружающей действительностью. Поэтому целесообразно добавлять детям задания типа «Найди в окружающей обстановке» все красное, круглое и т. д. Это доставляет им большое удовольствие. Например, когда уже названы все предметы в группе, можно искать их в раздевалке, на музыкальном занятии; ступеньки сравнить с прямоугольником, выходя на прогулку, кнопку на домофоне сравнить с кружочком и т. д.
Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность подготовил появление третьего этапа, задача которого - создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом.
Полученные математические знания закрепляются в повседневной деятельности. Можно оживить блоки. Дети на основе блоков рисуют машины, животных, изготавливают книжки – малышки про машины, игрушки. Наблюдая за воспитанниками можно заметить, что они часто разыгрывают игры, предложенные педагогом, в повседневной жизни; в окружающей обстановке игры определяют свойства и качества предметов : круглый блок похож на руль (стали использовать вместо руля в игре «Водитель»); красные, круглые похожи на конфеты (стали использовать в играх «Семья», «Магазин»). Даже сборы на прогулку можно использовать для закрепления математических ориентировок: какой формы и цвета панамка, а платок у Алины, какого цвета футболка, шорты.
Результаты поэтапной работы:
повышение уровня математического развития каждого ребенка;
развитие умений детей называть свойства предметов и геометрических фигур.