Ирина Медведева
Конспект занятия «Ознакомление со свойствами стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Познание (расширение кругозора) Тема: «Ознакомление со свойствами стекла»
(старшая группа, Медведева И. И.)
Образовательная область: познание (расширение кругозора)
Цель: мотивирование детей на игровую деятельность
Публикация «Конспект занятия „Ознакомление со свойствами стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Задачи: познакомить детей со свойствами стекла, учить детей выявлять свойства стекла (прозрачное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, шероховатое, толстое, тонкое, холодное, хрупкое, светлое, цветное, мелодичное). Развивать наблюдательность, память, логическое мышление, способность анализировать.
Ход НОД:
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с ними. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите? Станьте, пожалуйста, полукругом.
Игра «На что это похоже»
Цель: развивать творческое воображение детей, фантазию, артистизм, эмоциональную память, пластическую и речеголосовую выразительность (воспитатель показывает карточки с изображёнными на них схемами).
Дети: дети высказывают свои варианты.
Письмо Королевы Стеклянной Страны
Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, развитие сплоченности группы, коммуникативные способности. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Воспитатель: Молодцы, дети, столько интересных вещей увидели. А у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем!
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового.
Игра "Вежливые слова"
Цель: Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить одно задание: дополнить стихотворения вежливыми словами (воспитатель читает загадки про вежливые слова)
Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы (дети отгадывают вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.
Воспитатель: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с воспитателем).
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла : тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т. д.
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация работы мозга, развитие внимания и терпения, проявление творческих способностей
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем
большой пальчик, выпрямляем его, затем
сгибаем наполовину. Снова сгибаем и
так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее
"сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, сгибаем
разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
В землю косточки бросает! (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
2. Основная часть
Обсуждение: свойства стекла
Цель: познакомить детей со свойствами стекла (гладкое, твёрдое, водонепроницаемое, хрупкое, прозрачное, тяжёлое, холодное).
Упражнять детей в умении обследовать предметы, выделять их качества и свойства, руководствуясь указаниями воспитателя. Закрепить умение детей группировать предметы по общим признакам. Продолжать знакомить детей с тем, как люди используют свойства и качества материалов при изготовлении разных предметов.
Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – «родственники».Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д. За правильные ответы дети получают фишки)
Воспитатель: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д). Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь : гладкое, холодное, скользкое и т. д.). Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.
Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт). Вот, ребята, с какими свойствами стекла мы сегодня познакомились. А теперь поиграем.
Игра: «Что видел, а что запомнил?»
Цель: развиваем мышление, воображение, тренируем память.
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. За правильный ответ получают фишки. Игра повторяется три раза с заменой предметов.
3. Заключительная часть: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами? Дети перечисляют свойства стекла, затем благодарят Стеклянную Королеву за интересное путешествие.
А теперь давайте посчитаем, у кого сколько фишек? (Победители получают медали).
Приложение №1 (Игра «Вежливые слова»)
Встретив зайку, ё ж-сосед Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Толстая корова Юля Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
Говорит Лиса Матрё на: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «…» (Пожалуйста)
Мама с папою сидят, Торт с конфетами едят. Скажет вежливая дочь: «Разрешите вам…» (помочь)
Из болота крокодил Дольше всех не выходил. Члены жабьего совета Дали приз ему за это – Наградили попугаем И кричали: «…» (Поздравляем)
Обнаружив на рассвете, Что роса попалась в сети, Паучиха Шудра-Вудра Ей сказала: «С добрым …» (утром)
Катя пупсика Егорку Уложила спать в кроватку – Больше он играть не хочет, Говорит: «…» (Спокойной ночи)
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю! Очень желуди люблю!» Ответит незнакомица «Приятно …» (познакомиться)
Девочка Рита возле дорожки Стол накрывает собаке и кошке. Плошки расставив, скажет им Рита «Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)