Екатерина Юракова
Повышение эффективности психолого-педагогической коррекции речи у старших дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. У детей с ТНР помимо лексических и фонетических нарушений наблюдается поведенческий негативизм, влияющий на формирование личностно-эмоциональной сферы детей, на развитие их коммуникативных навыков [1].
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Идея игровых обучающих ситуаций принадлежала педагогам Николаевой С. Н. и И. А. Комаровой, которые предложили использовать сюжетно-ролевые игры и разнообразные игровые ситуации в практике работы с дошкольниками [5]. По их мнению, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.
Деятельность воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР интегративно взаимосвязана с деятельностью педагога-психолога и учителя-логопеда. Воспитатель является связующим звеном в коррекционной работе с детьми всех трех специалистов. Логопедические проблемы у детей старшего дошкольного возраста тесно переплетены с психологическими. Прежде чем заниматься с ребенком по развитию и коррекции его речи, воспитатель при поддержке педагога-психолога налаживает доверительный контакт посредством психолого-педагогических игр на снятие эмоциональной напряженности. Проведение двухступенчатых игровых обучающих ситуаций обеспечит каждому ребенку с ТНР благоприятные психолого-педагогические условия для успешной коррекции его речи[2].
Ориентируясь на планирование лексических тем в течение учебного года, воспитатель при поддержке педагога-психолога подбирает психологические игры и упражнения, объединив их с логопедическими играми и упражнениями, рекомендованными учителем-логопедом. Одна или две психологические игры и упражнения плавно перетекают в логопедические игры и упражнения, объединенные одним сюжетом или взаимосвязанные в одну логическую цепочку, и представляющие собой игровую образовательную ситуацию (ИОС).
Первая ступень ИОС нацелена на создание эмоционально-благоприятного контакта педагога с каждым ребенком. Поэтому первые ИОС позволяют наладить деловое общение с педагога с детьми (упражнения «Приветствие», «Коробочка переживаний», «Мир игрушек») [3].
Следующий этап формирования межличностных отношений между сверстниками направлен на развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно оценивать свое (игровые обучающие ситуации «Зимние забавы», «Птичий концерт»). Выстраиванию уважительных отношений мальчиков и девочек и учету их личностных интересов способствует проведение таких игровых обучающих ситуаций, как «Из чего сделаны наши девчонки?», «Из чего сделаны наши мальчишки?» «Четвертый лишний».
Родители воспитанников заинтересованы не только в исправлении логопедических недостатков, но и в создании комфортных условий для всестороннего развития их ребенка. Благоприятная психологическая обстановка, создаваемая педагогами детского сада, помогает родителям приобрести опыт налаживания добросердечных взаимоотношений с ребенком в домашних условиях.
Двухступенчатые игровые обучающие ситуации играют положительную роль в формировании у каждого ребенка чувства уверенности и личностного успеха в обучающем процессе. Спокойная доброжелательная обстановка в группе способствует налаживанию дружеских межличностных отношений. Дошкольники учатся разрешать возникающие конфликтные ситуации самостоятельно, без привлечения взрослого, что говорит о воспитании у дошкольников самостоятельности и самоконтроля[4].
Литература
1. Ушакова, О. С.. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : «Владос», 2004 – 288с. 10000экз. – ISBN 5 – 691- 00871 – 4.
2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. : Просвешение, 2006с. : ил. - ISBN 5- 09 -014510 -5.
3. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – М. :Просвещение, 2007 – 224с. : ил. – 7000 экз. – ISBN 978 – 5 – 09 – 015434 -5.
4. Гейци, Э. Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст] / Э. Д. Гейци. – Н. : Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС» 2006. – 506с. ISBN 5- 85921 – 568 -1
5.24. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника[текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 96 с. 1000экз.