Ольга Коломиец
Повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба
▼ Скачать + Заказать документы
Ранняя коррекция отклонений речевого развития у детей с ринолалией имеет необычайно важное социальное и психолого-педагогическое значение для нормализации речи, предотвращения трудностей в обучении и выборе профессии.
Родители должны отдавать себе полный отчет в том, что оперативное лечение не обеспечивает нормальной речи, а только создает полноценные анатомо-физиологические условия для воспитания правильного произношения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ВРН
От рождения до года.
Публикация «Повышение педагогической компетенции родителей, имеющих ребенка с врожденной расщелиной губы и неба» размещена в разделах
1. Развитие зрительного и слухового внимания, стимуляция эмоционального и звукового отклика в режиме контакта, вызывание положительных эмоций от общения с окружающими.
2. Активизация артикуляционной и мимической мускулатуры, поощрение подражания движениям, «экспериментирование» с артикуляционными способностями ребенка, игровая гимнастика со зрительным и тактильным контролем.
3. Включение взрослого в гласноподобные звукокомплексы и звуки, в лепетную цепочку ребенка для стимуляции и закрепления спонтанно появляющихся вокализаций.
4. Дыхательный игровой тренинг при пассивном участии ребенка на основе механического дифференцирования вдоха и выдоха, а позднее — на основе ассоциативных действий с предметами.
От года до двух лет.
1. Развитие зрительного и слухового восприятия, обучение узнаванию и ассоциированию звуков, определению направления звука, соотнесению собственных действий и звука.
2. Развитие умения произносить звуки правильно по месту образования и, если возможно, правильным артикуляционным способом, ориентируясь на символические обозначения звуков и имитирующие звукоподражания с использованием зрительной и тактильной стимуляции. Не надо добиваться абсолютно правильного повторения, чистого произношения, особенно если присутствует небно-глоточная недостаточность, но необходимо поощрять попытки ребенка добиться правильной артикуляции по месту образования звука.
3. Поощрение употребления правильно произносимых согласных в звукокомплексах и словах.
4. Формирование направленного ротового выдоха, воспитание умения удерживать воздух за щеками, дуть, не надувая щек, озвучено и беззвучно произносить согласные.
5. Развитие умения достаточно широко открывать рот, петь гласные звуки при соответствующих артикуляционных укладах.
От двух до трех лет
1. Развитие зрительного и слухового восприятия, воспитание умения отличать чистую речь от назализованной, соотносить предметы и звуки, имитации и их источники, дифференцировать качество звуков.
2. Развитие умения различать слова с правильно произносимыми звуками и выделять эти звуки, закрепляя правильное произношение, отождествлять согласные в разных позициях в словах.
3. Поощрение правильного произношения согласных, требующих достаточно высокого внутри ротового давления (развивать умение смыкать губы, высовывать язык, фиксировать положение языка).
4. Стимулирование скоординированности выдоха с началом фонации, формирование умения дифференцировать выдох по силе и длине, используя зрительную и тактильную стимуляцию и приемы спонтанного подражания на основе включения в игровую деятельность.
Научить ребенка пользоваться речью означает не только дать ему умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно говорить, но и помочь полностью понимать обращенную речь Речевая терапия подразумевает и этот аспект работы.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ВРН
1. Включение ребенка в пассивный, а затем и в активный эмоциональный контакт.
2. Оречевление всех действий, производимых в присутствии ребенка, последовательное комментирование с подведением итогов учебных и игровых задач.
3. Соотнесение предмета, качества, явления с наглядным образом, стимуляция речевого и звукового отклика и сопровождающей речи.
4. Постепенное усложнение задач, предъявляемых ребенку, при условии полного усвоения им предыдущих задач.
5. Использование метода поручений, подкрепляемых словесными указаниями, а при необходимости и зрительными образами, при негативизме ребенка — использование приема отвлечения.
6. Поощрение правильных ответов и действий, помощь при попытках ребенка выразить свои мысли договаривание сложных конструкций и повторение правильных действий и ответов.
7. Предоставление ребенку возможности познавать окружающий мир, стимуляция ориентированности среди игрушек, материалов предметов, поощрение интереса и любознательности, обязательное предоставление ребенку информации (вопросы не должны оставаться без ответов).
8. Иллюстрирование всех занятий, проводимых с ребенком, и привлечение внимания ребенка к иллюстративному материалу (сопровождающим картинкам, предметам, игрушкам, соотнесение названий с предметами.
Вот несколько примеров того, как организовать полезную игровую деятельность с маленьким ребенком. При желании каждая заинтересованная мама и каждый ищущий педагог продолжат и расширят список приемов и игровых заданий.
• Можно широко использовать разнообразные звучащие игрушки, причем не только традиционные погремушки, но и предметы, с помощью которых получаются звуки и звуковые комбинации (стук горошин в коробочке, звон от щелчка по стеклу или стеклянному предмету и т д, постоянно разговаривать с малышом, особенно при выполнении каких-либо совместных действий, прежде всего во время кормления, стараясь создавать благоприятный фон, на котором и происходит кормление. Так как процесс кормления ребенка с ВРН может представлять определенные трудности, о которых мы говорили выше, от мамы требуется терпение и сила воли. Ребенка нужно обязательно вовлекать в контакт с окружающими, например проводить процедуру приветствия с родными и друзьями, когда и ребенок и взрослые искренне радуются общению.
• Очень полезно подойти с ребенком на руках к зеркалу и продемонстрировать ему мамины губы, щеки, сравнить их с губками, щечками малыша, улыбнуться, надуть щеки, высунуть язык, облизать губы и т. п. Пусть малыш коснется маминого рта, почувствует движение, сам погримасничает перед зеркалом. Можно положить на кончик языка ребенка сладкую или кислую крошку или каплю, пусть попробует почмокать языком или выплюнуть. Ладошка малыша, поднесенная к маминому рту, должна ощутить поток воздуха.
• Маме полезно ловить каждый звук, изданный ребенком, повторять его, «петь» вместе с малышом, при этом ребенок должен чувствовать радость мамы в связи с его звуками, ее интерес и поддержку «Петь» и «говорить» могут и игрушки, когда они находятся в маминых руках!
• Иногда, когда ребенок бодрствует и пребывает в хорошем настроении, можно слегка прикрыть его ноздри, что бы он почувствовал, как воздух проходит через рот, и попытался подуть ртом — на зеркало, на маму, на свою ладошку, которую мама подносит ко рту. Перед сном можно на пару секунд положить кусочек бинта на губы малыша, а носик в этот момент прикрыть — тогда ребенок не только почувствует, но и увидит, как бинтик поднимается, отдуваемый воздушной струей изо рта.
Заключение
Каждый ребенок с ВРН индивидуален, поэтому нельзя забывать о применении дифференцированного подхода и об учете индивидуальных особенностей ребенка, его характера. Самое главное, что нужно маленькому человеку, — это чтобы его любили. И если ребенок почувствует искреннюю любовь к себе, заинтересованность людей, работающих с ним, и их уверенность в том, что все получится, — не стоит сомневаться в успехе. Медицина в настоящее время способна устранить физический и косметический дефект, а от родителей требуется ежедневная кропотливая работа по адаптации малыша к социуму и жизни. Профессионализм и любовь к ребенку творят чудеса.