Елена Левченко
Семейный клуб как форма повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный клуб «Коррекционная мозаика» направление «Ладушки»
Актуальность:
По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных детей в течение последних лет значительно снизилась. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.
Раннее предупреждение речевых нарушений является на сегодняшний день одной из приоритетных задач педагогики.
Публикация «Семейный клуб как форма повышения уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений» размещена в разделах
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка.
Как показывают психолого-педагогические исследования, большинство родителей затрудняются адекватно оценить уровень речевого развития своего ребенка, поскольку не знают нормативы развития речи детей раннего возраста. Сравнивая своего ребенка с его сверстниками, родители получают, как правило, субъективную информацию, как следствие у них складываются неверные представления об уровне речевого развития малыша.
Другой, еще более важной проблемой является стойкое убеждение родителей в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Лишь часть родителей по-настоящему осознают важность своевременного речевого развития ребенка и беспокоятся по поводу малейшего его отставания, как правило, эти родители имеют либо педагогическое, либо медицинское образование. Однако большинство способны заметить лишь грубые нарушения в развитии речи своих детей.
В современном дошкольном образовательном учреждении образовательный процесс построен на основе субъект-субъектных отношений всех его участников (ребенок – специалист – семья). Это обстоятельство является одним из непосредственных факторов, содействующих укреплению приоритетных позиций семьи в воспитании и обучении ребенка.
Однако для того, чтобы родители стали активными творческими участниками коррекционно-развивающего процесса, необходима междисциплинарная оценка потребностей семьи ребенка, ее специфических особенностей на функциональном, структурном, динамическом уровнях и на этой основе индивидуальное комплексное сопровождение (патронат) таких семей.
Опыт работы показывает, что центральное место в работе с родителями занимают такие направления деятельности, как:
-психологическая помощь и поддержка родителей и семьи (консультации, тренинги, родительский клуб и др.);
-повышение уровня педагогической компетентности родителей (консультации, лекторий, практикумы, семинары и др.)
- информационная поддержка и помощь в установлении и поддержании контактов (информационные стенды, консультации и др.).
ЦЕЛЬ: повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Основные задачи направления:
- формирование речевой активности ребёнка в повседневной жизни, как наиважнейшей формы социальной адаптации ребёнка в обществе;
- оказание консультативно-методической помощи родителям в профилактике речевых нарушений у детей;
- внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;
- перевести родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Модель организации работы направления «Ладушки»:
Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через следующие формы организации работы:
Формы работы:
игры и упражнения;
мини-беседы, лекции;
презентация информационных буклетов;
круглые столы;
мастер-классы, семинары;
элементы арттерапии, хромотерапии, сказкотерапии;
проектная деятельность;
дискуссии.
Паспорт направления
Название направления: «Ладушки»
Цели: повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста
Координатор направления: Левченко Е. А. учитель-логопед ДОУ
Участники: Учителя-логопеды, воспитатели, дошкольники и их родители.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного
возраста
-установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
-увеличение степени участия родителей в развитии речи детей
-раскрытие возможностей применения полученных знаний в условиях семейного воспитания
-формирование представлений родителей о разнообразии методов и приемов в развитии речи ребёнка
-повышение уровня участия родителей в педагогическом процессе в условиях ДОУ
Форма организации: Групповая, очная, заочная
Вовлечение родителей в работу профилактике звукопроизношения, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбомы с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей, художественное творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми. Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.