Ольга Зайцева
Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ ДЕТСКОГО САДА.
Публикация «Повышение эколого-педагогической компетентности педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2017
Аннотация: В статье представлен опыт работы с педагогическими кадрами по проблеме повышения эколого-педагогической компетентности на примере МБДОУ «Детский сад №48 «Белочка» города Заволжье Нижегородской области.
Необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования в России требует изменения внутренней позиции воспитателя, его ценностно-смыслового определения как необходимого условия для принятия и развития новых педагогических идей, в том числе и в области экологического образования детей. Результаты исследований Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. А. Хайдуровой и др. доказывают, что важнейшим условием овладения детьми экологической культурой является готовность воспитателя к осуществлению этой педагогической миссии.
Анализ литературы показывает, что все исследователи рассматривают экологическую компетентность как интегрированное качество личности. Большинство ученых это качество личности характеризуют с точки зрения сформированности экологической культуры самого педагога, так, например, Л. В. Панфилова – как способность к деятельности по сохранению окружающей среды, основанной на признании особой социальной ценности экологических благ, обеспечивающих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость[6]; Е. А. Макарова - как качество личности, основанное на теоретических знаниях, практических умениях в области экологии и готовности будущего учителя к экологически адекватному и профессионально целесообразному поведению в ситуациях морального выбора[4].
Ряд исследователей рассматривают содержательную характеристику экологической компетентности шире в контексте выполнения педагогом своих профессиональных функций. Так, например, C.B. Алексеев подчеркивает, что экологическая компетентность – это интегративное качество профессиональной ориентации учителя в современном, цивилизованном экологообразовательном пространстве и способность выполнять педагогические функции в соответствии с принятыми в обществе в конкретно-исторический период ценностями, нормами, стандартами [1]. Такая трактовка данного понятия C.B. Алексеевым очень близка к понятию «эколого-педагогическая компетентность», которое дает в своей работе А. А. Нестерова, определяя эколого-педагогическую компетентность будущего педагога дошкольного образования как интегративное профессионально-личностное образование, проявляющееся в способности и готовности будущего специалиста решать задачи экологического образования дошкольников.
Представители профессиональной педагогики под профессиональной компетентостью педагога называют единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, В. А. Сластенин, В. Д. Семаненко, А. К. Маркова, и др.).
Экологическая компетентность как ключевая системная характеристика базируется на экологической грамотности (первой стадии овладения экологической культурой, предполагает способность и готовность человека строить гармоничные отношения с естественной, искусственной средой обитания и своим социальным окружением, а также включает отношение к себе самому как части природы.
В современной психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к выделению компонентов профессиональной компетентности. Проанализировав имеющиеся исследования (А. С. Мельничук, Е. В. Селезнева, А. К. Маркова и др., С. А. Жданова, придерживаясь позиции Н. В. Кузьминой, выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности :
- специальную компетентность в области экологии, включающую знание науки (ее истории и теории, методологии и методов исследования, владение системой понятий этой науки, а также навыки и умения применять научные экологические знания на практике, она определяет теоретическую готовность педагога к реализации экологического образования, воспитания и просвещения;
- методическую компетентность, связанную со способами создания окружающей среды, педагогическими и методическими умения по проектированию, организации, оценке и коррекции экологического образования, воспитания и просвещения. Данный компонент определяет способность специалиста к эколого-педагогической деятельности с детьми;
- социально-психологическую компетентность, включающую систему ценностей, отношений, ориентаций, норм и правил в восприятии природы и отношений в системе «общество – окружающая среда», систему ценностных отношений в области эколого-педагогического образования и мотивации эколого-педагогической деятельности, определяют экологическую направленность личности специалиста в области образования, формирование отношений ко всему живому и управление системой отношений в ходе взаимодействия педагогов с детьми в эколого-педагогической работе;
- дифференциально-психологическую компетентность, состоящую в осведомленности педагога об индивидуальных различиях и особенностях каждого ребенка, в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
- аутопсихологическую компетентность, проявляющуюся в способности отрефлексировать достоинства и недостатки эколого-педагогической деятельности и личности, а также свою систему отношений с природной средой.
На основе критериев профессиональной компетентности, критериев готовности к эколого-педагогической деятельности, критериев отношения к природе С. А. Жданова предложила использовать следующую систему критериев и показателей для определения уровня сформированности экологической компетентности педагога, в части освоения ключевых экологических компетенций (ценностно-мотивационной, информационно-экологической и предметно-методической компетенций) :
1. Мотивационный критерий включает ответственное отношение к работе по экологическому образованию дошкольников, потребность в эколого-педагогической деятельности, стремление углубить методические и биоэкологические знания, совершенствовать специальные педагогические умения.
2. Теоретический критерий предполагает полноту и системность знаний (умение в них ориентироваться и правильно применять, взаимосвязь знаний, перенос знаний).
3. Деятельностный критерий отражает совершенное владение комплексом профессиональных умений.
В начале, важно было выявить готовность педагогов к эколого-педагогической работе. Особенно нас интересовали проблемы, возникающие у педагогов в их эколого-педагогической деятельности и характер методической помощи, в которой они нуждаются. Мы провели серию опросов среди педагогического персонала ДОУ.
Все респонденты отметили необходимость знать природу края, в котором проживают. Однако большинство указывают, что «недостаточно знают» (около 75 %, «плохо ориентируются» (53,6 %, «испытывают затруднения» (64,2 %). Пункт «хотелось бы знать лучше» отметили около 78,6 %. На вопрос: «Хорошо ли Вы знаете растения, птиц, насекомых участка детского сада?», большинство воспитателей (64,3%) ответили отрицательно. На аналогичный вопрос, касающийся объектов парка и пригородного леса, многие (75%) ответили «плохо знаю, только некоторые».
Ответы респондентов показывают, что у них недостаточно сформирован познавательный интерес к природе ближайшего окружения, следовательно, способствовать формированию интереса детей к природе им будет сложно.
При этом большинство воспитателей указывают на то, что они: «знают природу» (85,7 %, «заботятся о природе» (92,9%, «экологически образованы» (71,4 %, «владеют экологическими знаниями» (64,3%).
«Педагогическая технология экологического образования детей» понимается респондентами как система действий по осуществлению педагогического процесса, как алгоритм действия педагога и воспитанников, как определенный набор педагогических приемов, описание педагогической системы и т. д.
При определении понятий «эколого-методическая компетентность», «профессиональная компетентность» у воспитателей возникали заметные трудности.
Воспитатели в анкетах отмечали необходимость совершенствования умения по разработке методического сопровождения (57,1%, по руководству различными видами детской деятельности дошкольника (64,3%).
Нами был отмечен тот факт, что педагоги с легкостью умеют спланировать организованную образовательную деятельность в группе, связанную с формированием экологических знаний у дошкольников, большинство из них владеют методическими знаниями в области работы с макетами и моделями, ухода за объектами уголка природы и огорода. Но лишь единицы не испытывают трудности в организации обычных наблюдений за природными объектами.
Суждения самих воспитателей показывают, что практические работники предпочитают использовать методические разработки, имеющиеся в методическом кабинете ДОУ или в собственной методической копилке, при этом преимущественно ориентируются на репродуктивное их воспроизводство без учета уровня потребностей и достижений детей.
Разрешить противоречие между требуемым и реальным уровнем эколого-педагогической компетентности воспитателей, на наш взгляд, оказалось возможным только при создании условий для самообразования и расширении возможности каждого реализовать свои потребности повышать свое педагогическое мастерство в условиях доступных для каждого специалиста методом погружения в тему. Наиболее полно данным критериям соответствовала экологическая тропа детского сада. Выход из «теоретической лаборатории», а именно из стен детского сада, на тропу природы как нельзя лучше способствует повышению экологического образования. Главное же состоит в том, что педагоги овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.
Формирование эколого-педагогической компетентности становится возможным при использовании следующих путей оптимизации эколого-педагогической работы педагогов :
- совершенствование, с учетом возможностей компетентностного подхода, теоретической подготовки педагогов в области экологического образования, обеспечивающее целостность и системность эколого-педагогических знаний;
- организация практической работы педагогов, направленной на приобретение опыта освоения ключевых экологических компетенций экологической компетентности.
Основным средством реализации разработанной модели формирования экологической компетентности послужило их включение в разработку методического сопровождения работы с дошкольниками на экологической тропе.
Мы старались использовать активные методы обучения педагогов : дискуссии, разрешение проблемных ситуаций, «мозговой штурм», учебные и ролевые игры («Аукцион знаний», познавательная игра-пробег «Весенний калейдоскоп», «Интеллектуальный хоккей», викторина- путешествие «Там, на невиданных тропинках…», интеллектуальная игра-соревнование «Я знаю 10…», экологический квест с использованием ориентирования по тест-полоскам «Следопыты» и др.). Так, в процессе учебных игр происходило генерирование идей по какой-либо экологической проблеме, создавалась ситуация общения педагогов друг с другом, в ходе которой осуществлялось моделирование определенной сферы человеческой деятельности, где каждый участник был активным действующим лицом.
Чтобы теоретическая и практическая работа с педагогами была эффективной, мы реализовывали комплекс мероприятий. Хорошим стимулом к самообразованию стала совместная корректировка экологического маршрута, выбор дополнительных объектов для исследования. Одним из наиболее удачных предложений творческой группы педагогов было предложение разработать дополнительные направления работы на экотропе. Так, на ней появилась научно-исследовательская лаборатория «Хочу все знать!», «Поляна сказок» (место для отдыха и чтения экологических сказок, «Поле чудес» (проведение интеллектуальной викторины по аналогии с известной передачей) и игровые станции с разметкой на асфальте: «Мудрый змей» (закрепление названий хвойных и лиственных пород деревьев, «Солнышко», «Поезд «Эрудит», «Божья коровка» (проведение интеллектуальных викторин). Нами были разработаны циклы наблюдений за объектами экологической тропы, серии экологических проектов, перспективное планирование акций на экологической тропе «Дорогою добра», программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста эколого-познавательной направленности «Сказочный мир природы». Программа реализуется в рамках кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Методика предусматривает круглогодичное проведение занятий (1 учебный час в неделю) и других форм совместной деятельности детей и взрослых. Задачи, поставленные в программе, реализуются во время проведения занятий, бесед, дидактических игр, исследовательской деятельности на основе спокойных, доброжелательных взаимоотношений. Педагогам предоставляется возможность варьировать формы работы, проводить викторины, экскурсии в природу, приобщать родителей ко всем мероприятиям, большое внимание уделять индивидуальным интересам детей. В процессе реализации программы педагоги могут применять разнообразные формы и методы работы: циклы наблюдений за растениями и животными на экологической тропе, дневники опытов и экспериментов, целевые прогулки и походы, использование игровых обучающих ситуаций. В своей работе педагоги используют литературные произведения, экологические сказки, которые учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему живому. Значительное место отводится творческим процессам: восприятию произведений искусства с природоведческой тематикой, изодеятельности (проводится в мастерской «Цветик-семицветик», изготовлению книжек-самоделок, организации выставок, конкурсов, экологических десантов и др. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т. к. представлены с учетом актуального развития дошкольников.
Каждый педагог имел возможность творчески проявить себя, принимая участие в конкурсах «Лучшая кормушка», «Птичий звон» (конкурс на лучший скворечник, «Лучший конспект организации наблюдения на экологической тропе», «Лучшее дидактическое пособие по экологическому воспитанию», «Лучший лепбук» (классификация объектов экологической тропы).
В результате реализации данной модели повышения эколого-педагогической компетентности педагогов, были отмечены качественные из-менения в области эколого-педагогической компетентности педагогов ДОУ. Значительно повысилась мотивация к организации видов деятельности детей на экологической тропе, педагоги стали оперировать экологическими понятиями, появилось желание осваивать современные программы и методы экологического образования, наметились положительные сдвиги в самоорганизации.
Опыт формирования экологической компетентности педагогов ДОУ показал, что в процессе реализации педагогических условий происходит обогащение экологических знаний педагогов; развиваются умения творчески решать учебные экологические задачи; на основе понимания важности экологических проблем происходит переоценка ценностей и вычленение главного (необходимого) в современных экологических условиях, сложившихся как в нашей стране, так и на планете в целом; возрастает степень включенности педагогов в эколого-педагогическую деятельность с детьми и родителями, повышается уровень экологической культуры дошкольников, расширяются представления родителей о взаимодействии человека и природы, о гармонии человека и окружающей среды.
Библиографический список:
1. Алексеев, C.B. К вопросу о стандарте качества постдипломного образования педагога в условиях модернизации Российского образования // Методист. – 2004. –№ 4.
2. Асаева И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4
3. Жданова, С. А. Акмеологические факторы, повышающие продуктивность экологического образования в ДОУ и экологического развития личности его участников // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - № 4.
4. Макарова, Е. А. Методика формирования экологической компетентности будущих учителей : технологии сотрудничества: автореферат дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (экология) – Самара, 2011.
5. Нестерова, А. А. Формирование эколого-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования: дисс. на соиск. учен. степени канд. пед. наук - Чебоксары, 2011.
6. Панфилова Л. B. Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии [Электронный ресурс] : дис. на соиск. учен. степени д-ра. пед. наук / Тольятти, 2002.