Загайнова Татьяна Сергеевна
Повышение мотивации родителей в вопросах речевого развития у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение мотивации родителей в вопросах речевого развития у детей.
Добрый день, коллеги! Сегодня мне хотелось бы поговорить про речь.
на сегодняшний день одна из самых значимых в современном детском саду
Детская речь – это важнейший фактор развития ребенка
Публикация «Повышение мотивации родителей в вопросах речевого развития у детей» размещена в разделах
Каждый из нас знает, что речь родителей – пример для детей. Успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых в частности родителей.
Ещё Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создаётся родителями в семье, где с первых дней рождения ребёнка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, однако для всестороннего развития ребенка необходимо их тесное взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в формировании речевой компетентности ребенка. Но насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению, ее заинтересованности педагогическим процессом и целями дошкольного воспитания.
Развитие речи ребенка без активного участия родителей вряд ли возможно. Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии речи, принадлежит семье, так как первые слова, первые предложения ребенок слышит и произносит в кругу близких людей - мамы, папы, бабушки, дедушки. Над развитием детской речи необходимо работать на протяжении всего дошкольного возраста.
Но, в связи с высокой занятостью родителей бытовыми, семейными проблемами наблюдается тенденция к снижению качества общения между ребёнком и взрослым. Это влечёт за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. К сожалению, сейчас родители с детьми чаще всего ограничиваются жестами ребенка и угадыванием того чего он хочет сказать.
И я невольно вспоминаю свое детство, где мама дома и по дороге в садик рассказывала мне стихи, потеши, пела песенки.
Современные родители к сожалению, перекладывают свое общение с детьми на гаджеты, упрощают слова по типу «топ-топ» «би-би», сюсюкаются, списывают проблемы на возраст: «Да он еще маленький», «да ему всего год/полтора/два, он еще ничего не понимает».
Поэтому у многих педагогов возникает проблема с мотивацией родителей к созданию речевой среды дома, вовлечь родителей в процесс речевого развития ребенка.
А для того, чтобы совместная работа ДОУ и семьи была плодотворной и реально способствовала развитию речи детей, необходима мотивация родителей.
Из своего опыта работы я выделила 3 уровня мотивации родителей.
высокий – адекватное понимание состояния ребенка, готовность к сотрудничеству, осознание важности совместной работы.
средний – адекватное восприятие состояния ребенка, выполнение заданий с минимальными усилиями.
низкий – неадекватная оценка потенциала и возможностей ребенка, пассивная внутренняя позиция, негативное отношения к любым просьбам и замечаниям.
В отдельную подгруппу можно выделить родителей, с потребительским подходом к образовательной деятельности - «Это ваша работа, вы ее и выполняйте». Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи, а именно - сотрудничество, мотивация, доверительность.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами возможны следующие формы и методы работы.
Наша задача замотивировать родителей к созданию условий для речевого развития дошкольников в семье.
Для этого в детском саду работает детско-родительский клуб “Школа мам и пап”, и онлайн курсы для родителей детей которые еще не посещают детский сад на занятиях в которой используются тренинговые упражнения и задания, обсуждение разных точек зрения на вопрос, игровое взаимодействие родителей и детей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей.
В методическом кабинете работает педагогическая библиотека для родителей.
В дошкольных учреждениях форма сотрудничества с родителями как “Дни открытых дверей”. Мы решили отойти от привычной формы его проведения, т. е. не просто демонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлекать их в него, дать возможность родителям стать активными участниками в жизни детей при посещении ДОУ и группы.
Проводится вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т. д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
В дальнейшем планирую поездки за город с воспитанниками и их родителями, где они могут больше времени уделить своим детям. Совместные мероприятия – достойная альтернатива времяпровождению у компьютеров и телевизоров. Так же это одна из эффективных форм организаций досуга воспитанников и их образования.