Любовь Мещерякова
Повышение мотивации дошкольников к обучению с помощью современных интерактивных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос образования детей в современном мире ставит перед педагогами задачу: найти такие педагогические технологии, которые смогли бы стимулировать познавательный интерес у детей, мотивировать их к обучению.
Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. На первый план выдвигаются такие методы, как совместный поиск решения проблемы, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную деятельность.
Интерактивное обучение построено на совместном процессе познания, где знания добываются посредством диалога воспитанников между собой и педагогом.
Публикация «Повышение мотивации дошкольников к обучению с помощью современных интерактивных технологий» размещена в разделах
Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
В ходе интерактивного обучения активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника, дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Дети учатся рассуждать, предполагать, принимать решения, создается ситуация успеха.
В своей работе мы используем такие формы организации интерактивного взаимодействия:
1. Индивидуаљная (каждый участник выполняет задание самостоятельно)
2. Парная (задание выполняется в паре).
З. Групповая (задание выполняется в подгруппах).
4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно).
Сначала детям бывает трудно работать над заданием в парах, подгруппах. Каждый ребёнок – это собственник. Он не понимает, как можно выполнить общую работу (постройку, аппликацию, коллаж и т. д.). Он хочет сделать только сам, свою работу. Но постепенно применяя различные формы организации взаимодействия, дети заинтересовываются совместным процессом, добиваются цели уже не единолично.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
• II младшая группа – работа в парах, хоровод;
• средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
• старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках, аквариум;
• подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках,
аквариум, большой круг, дерево знаний.
В своей работе я часто использую следующие интерактивные технологии:
«Хоровод»
На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
Практикум (из опыта работы с детьми)
Воспитатель: давайте встанем в круг, и я буду вам бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.
- Нужен ли воздух людям и животным? (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)
- Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? Если купить в магазине рыбок для аквариума, поместить их в банку, которую плотно закрыть крышкой, что может произойти? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)
- А человек может долго находиться под водой без маски водолаза? Почему? (нет не может, т. к. ему не хватает воздуха) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?
Воспитатель: мы с вами выяснили, что нос нужен для дыхания и не только. Что еще умеет определять нос? (определять запахи)
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».
Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-
ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Практикум (из опыта работы с детьми)
(Воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке (с ярким игрушечным микрофоном)
- На что был похож Пузырь?
- Как вы думаете, что было у него внутри?
- Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти Соломинку и Лапоть?
- Почему лопнул Пузырь?
Вывод: Пузырь исчез, потому, что из него вышел весь воздух.
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Практикум (из опыта работы с детьми)
Воспитатель предлагает вам разделиться в тройки, чтобы тройка состояла из кругов одинакового цвета, но разного размера (садятся за столы тройками). Дети ставят гипотезу, договариваются, кто будет отвечать после совместного эксперимента.
- Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?
Дети: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.
Воспитатель: а можно нам увидеть этого «невидимку»? Может быть кто-нибудь из вас с ним уже встречался?
Дети: пузыри на поверхности воды и др.
Воспитатель: как же можно обнаружить воздух?
Обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы.
«Дерево знаний»
Для успешного овладения ребенка коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки –
картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.
Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.
Практикум (из опыта работы с детьми)
Воспитатель: можно ли назвать воздух помощником человека? (ответы)
Дети делятся на 2 группы по принципу: 1 группа - круги большого размера, вторая группа – малого размера.
Воспитатель: я сейчас вам раздам картинки транспорта в конвертах
1 группа– выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе и поместите их на дерево с синим символом.
2 группа– с помощью бензина и тоже поместите на дерево с коричневым символом.
Воспитатель: посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся картинки транспорта? (ответы в группах)
Я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии, такие как:
«Незаконченное предложение»
Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.
«Мозговой штурм»
Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей.
«Театр»
Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.
«Групповой рассказ»
Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.
Интерактивная технология с использованием мультимедийных презентаций MicroSoftPowerPoint используется мной в качестве наглядного материала и сопровождения образовательной деятельности. Мультимедийные презентация позволяют ознакомить детей с животным и растительным миром, географическими объектами, социальным окружением (например, с городами, профессиями, учреждениями).
Наличие мультимедийных презентаций существенно облегчает педагогическую деятельность, особенно в условиях, когда в группе одновременно пребывает более 20 детей. Короткие и яркие презентации привлекают и удерживают внимание ребенка, вызывают положительные эмоции, активизируют память и интеллектуальную деятельность.
На основании опыта использования интерактивных технологий можно сделать вывод о том, что интерактивные технологии, несомненно, обладают широким спектром возможностей в образовательной деятельности, позволяют активизировать познавательные процессы, приобрести новые знания, умения, коммуникативные навыки.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
В то же время, использование только интерактивных технологий не обеспечит качественного решения педагогических задач. Поэтому необходимо использовать технологии образовательной деятельности комплексно, применяя их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Список литературы:
1. Воронкова О. Б. Информационные технологии образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
2. Белая К. Ю. Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками [Электронный ресурс]. -http://www.myshared.ru/slide/1279997/
3. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 192с.