Папки-передвижки

Повышение мотивации на логопедических занятиях

Светлана Лагутеева
Повышение мотивации на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Успешность в преодолении ребенком речевых нарушений во многом зависит от настроя ребенка, от понимания важности активной деятельности на занятиях с логопедом, от развития произвольных качеств личности и заинтересованности в речевых занятиях. Занятия с логопедом в школе проходят во внеурочное время, но это не значит, что данная деятельность носит развлекательный и менее серьезный характер, чем уроки с учителем в классе. Наоборот, после перерыва после учебных занятий у детей возрастают возможности с полными силами приступить к работе по исправлению недостатков звукопроизношения, профилактике проблем устной и письменной речи.

Публикация «Повышение мотивации на логопедических занятиях» размещена в разделах

Работая с детьми-логопатами (имеющими те или иные речевые проблемы) логопед часто сталкивается с тем, что дети не заинтересованы в исправлении своих проблем, потому что не могут их оценить со стороны. Так же часто не проявляют желания, а наоборот всячески протестуют при проведении с ними коррекционной работы. Наиболее это выражено у детей с ОВЗ с ЗПР, так как у данной категории учеников именно произвольность процессов и мотивационная готовность к данному виду обучения, как логопедическая помощь практически отсутствует первоначально.

Сталкиваясь с данной проблемой, логопеду приходится на начальном этапе использовать различные приемы повышения мотивации ученика к речевым занятиям. Какими же средствами, методами и приемами пользуется логопед в своей работе? Рассмотрим их на примере работы с детьми 1-2 классов.

В начале работы логопед настраивает группу детей, создает положительное отношение к занятиям, заинтересовывает с помощью создания благоприятной обстановки на занятиях, использования различных игровых ситуаций, создания ситуации успеха, широкие использование помощи и вселение уверенности в каждого ребенка в том, что у него обязательно получится. На своих занятиях я не использую критику, касающуюся неудач, наоборот поддерживаю стремление работать, преодолевать трудности и упорство детей. Такие фразы как: «Я знала, что у тебя получится», «Еще немного и вот-вот появится звук», «Посмотри, как ровно ты стал писать буквы» несомненно, поддерживают желание ребенка и в следующий раз, он постарается сделать еще лучше.

Заинтересовать детей на логопедических занятиях помогают игровые ситуации, задания, использование раздаточного дидактического материала, где каждый ребенок может наглядно увидеть свои ошибки, исправить их, сравнить с результатом соседа по парте, визуализировать то, чего в обычном уроке сделать практически невозможно. Так работая по теме: «Звуки и буквы» дети учатся выделять в словах заданные звуки, определять позицию в слове, называть по порядку. Очень важным моментом считаю использование карточек схем, для того, чтобы подкрепить слуховой анализатор зрительным, чтобы визуально увидеть, как это выглядит, чтобы простое проговаривание звуков дополнилось кинестетическими действиями и моторной деятельностью. Так мы выкладываем с помощью цветных фишек звуки слова, зарисовываем схему слов, работает с предложением и т. д.

Давая характеристику звуков, используем условные обозначения, которые помогают ребенку запомнить и воспроизвести полные сведения: «Звук согласный /гласный, твердый/мягкий, парный/непарный, звонкий /глухой и т. д.». Отлично работает прием, когда все ребята работают за столами, а кто - то выходит к доске с карточками и работает перед группой. А далее все могут проверить правильность своего выбора. Работа с символами дает возможность ребенку быстро исправиться, что не так действенно при работе в тетради со схемой, тем самым ребенок находится в неизменной ситуации успеха.

Привыкая работать с символами, дети постепенно накапливают опыт, у них проходит робость, страх перед выходом к доске, повышается уверенность, которая естественным образом повышает мотивации к обучению на логопедических занятиях.

Действенным приемом мотивации является положительный опыт ребенка. Так, например, при постановке звуков индивидуально, мы часто демонстрируем свои успехи в группе детей. Получая одобрение не только учителя, но и сверстников поднимает у ребенка самооценку, часто дети еще более заинтересованно работают на занятии. Такой прием нужен и тому, кто еще только на начальном этапе постановки звуков, у кого еще не получается, так как это подстегивает его желание преодолеть нарушение и так же «похвалиться» перед ребятами класса.

Игровые приемы и решение занимательных заданий на занятиях с логопедом, так же повышает мотивацию детей. Так ребусы и кроссворды, лабиринты, шарады привлекают детей, развивают мышление, решают вопросы речевого развития. Данные задания я подбираю таким образом, чтобы в тематике заданий была нацеленность либо на лексическую тему, либо на закрепление пройденного материала и закрепляемый звук.

Прекрасным практическим материалом на занятиях являются пособия коллеги Е. Круогла, которая в открытом доступе делится своим опытом. Данные пособия красочны, практичны и очень интересны детям. Это большая находка в моей работе с детьми. Работая с карточками, выполняя упражнения, ребенку можно предоставить самостоятельность, что очень нравится детям. Вместе проверяя задания, мы ищем ошибки, преодолеваем и разбираем их. Одно и тоже задание дети могут выполнять многократно, это не надоедает, наоборот, чем больше мы их повторяем, тем больше ситуации успеха. Данные игры способствуют интеллектуальному развитию, формируют произносительные, развивают лексико-грамматические навыки.

Одним из действенным методов повышения мотивации к речевым занятиям являются ИКТ и интерактивные игры. Яркие, красочные презентации привлекают внимание, получение одобрения в онлайн - играх при правильном решении задания стимулирует ребенка, работа с тренажером «Дельфа» в парах формирует положительный дух соперничества и в то же время взаимовыручку, поддержку друга и исправление ошибок, помощь. В играх произносительные навыки формируются легко и непринужденно, не перегружают ребенка.

Таким образом, используя вышеперечисленные и многие другие приемы, повышают у детей мотивацию к логопедическим занятиям, создают непринужденную обстановку, вызывают интерес, а значит, делают занятия более продуктивными и нацеленными на результат в преодолении речевых недостатков.

Подготовила учитель-логопед С. С. Лагутеева

МБОУ «Школа-интернат № 1» г. Саров, Нижегородская область

Декабрь 2020г.

Публикации по теме:

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.

Прием «Живая кукла» на логопедических занятияхПрием «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» на логопедических занятиях «Живая кукла» – отличный способ разговорить даже самого застенчивого ребёнка. С её помощью можно.

Детский рисунок на логопедических занятияхДетский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Пособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуковПособие «Логический квадрат» на логопедических занятиях по автоматизации звуков У детей дошкольного возраста логические формы мышления находятся в стадии развития. Дошкольник уже способен делать выводы и умозаключения,.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение мотивации на логопедических занятиях
Опубликовано: 14 декабря 2020 в 11:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение мотивации на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лагутеева (УИ 999690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД