Татьяна Клепикова
Потешка и духовно-нравственное воспитание ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение.
Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Потешки для детей
- Темочки
Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.
По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:
• формирование доброго отношения к людям и природе;
• пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;
• осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;
• формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;
• внушение уважения к труду;
• создание основ патриотизма, гражданственности.
Духовное и нравственное возрождение невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, к устному.
Дошкольный возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.
И здесь к нам на помощь приходит потешка.
В этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.
Исследования психологов показали, что потешки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью этих жанров происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Потешки учат ребенка ненавязчиво, без грубого дидактизма.
Образы этих фольклорных произведений взяты из жизни, конкретны,
содержательны и поэтому могут служить могучим средством
социализации.
Диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, их можно использовать во всех видах деятельности.
Дети моей группы особенные. У детей с НОДА не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в том, что у одних детей отмечаются повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других – заторможенность, застенчивость, робость. Снижено внимание и низкая работоспособность.
Учитывая все вышесказанное, мы посчитали необходимым обогатить среду в нашей группе музеем потешки, который назвали «Тары-бары-растабары». Его мы создавали совместно с родителями, которые помогли нам собрать библиотеку и экспонаты музея.
Как же использовать потешки?
Во-первых мы их используем во время адаптации детей к детскому саду. Это делает приспособление к новым условиям более безболезненным. Они создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. Находясь в группе целый день, дети устают, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А кто-то шалит и никак не может успокоиться. В этих случаях нам помогает потешка. Она отвлекает ребенка, переключает его внимание. Имена в них с легкостью заменяются на имя ребенка, к которому в данный момент обращаешься.
Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить.
С их помощью решаются практически все задачи методики развития речи. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию связной речи. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
Особенно важно для наших детей то, что в потешках слово можно соединить с действием ребенка. Даже одно из определений говорит именно об этом: «Потешки – это песенки или короткие стишки, которые сопутствуют игре с ребенком при помощи его пальчиков и ножек, головы и ручек». Их содержание богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Происходит стимуляция двигательного развития.
Одна из задач нашей работы - эмоциональное благополучие детей, развитие их эмоционального мира. Эти маленькие стишки могут вызвать бурю самых разнообразных эмоций. Театры самый доступный вариант, потому что потешку очень просто обыграть, показать. У нас разнообразные виды театров, наборы игрушек. В ходе работы происходит активизация эмоционального мира ребенка.
С помощью потешек мы изучаем с детьми окружающий мир и его явления, изучаем части тела.
Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, игрушками, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети вспоминают и проговаривают слова потешек.
Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, просыпаются, обедают, одеваются, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность.
Мы активно сотрудничаем с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки приходят к нам несколько раз в год, темы их в основном связаны с устным народным творчеством. Эти встречи проходят очень плодотворно и продуктивно.
Каждый год мы с детьми и родителями посещаем «Детский музей на купеческой», где дети знакомятся с народной игрушкой, с русским бытом.
Наш музей потешки, помогает нам в повседневной работе, он пополняется новыми экспонатами. Потешка - участница проектов, которые проводились в группе. («Мы грустим и радуемся»)
Влияние устного народного творчества на развитие личности ребенка неоспоримо. Поэтому не только воспитателям, но и родителям необходимо использовать потешки в повседневной жизни. Для родителей были проведены консультации на темы: «Использование потешки в режимных моментах», «Использование фольклора в нравственном воспитании детей».
Нельзя не согласиться с В. А. Сухомлинским, когда он говорил: “От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».