татьяна омельченко
Построение предметно-пространственной среды группового помещения в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Построение предметно – пространственной среды группового помещения
Поиск новых педагогических технологий, реализующих сегодня личностно- ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка, заставляет по- новому посмотреть на функции предметно-пространственной среды. В связи с этим при ее создании среды в своей группе «Речецветик» я старалась учесть основные функции и принципы ее построения.
Публикация «Построение предметно-пространственной среды группового помещения в старшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
С целью организующей функции среды детям старшей группы предлагается разнообразный материал для реализации их активного участия в разных видах деятельности. Большая часть материала изготовлена, подобрана и размещена мною в группе таким образом, чтобы стать толчком для выбора каждым ребенком того вида самостоятельной деятельности, который отвечает его интересам, потребностям.
Воспитывающая функция развивающей среды в моей группе заключается в правильном наполнении ее материалом, сориентированном на создание проблемных игровых ситуаций, когда дети стоят перед выбором поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблемы сверстника.
С учетом развивающей функции среды, содержание всего игрового материала развивающей среды в моей группе посильно каждому ребенку, и соответствует «зоне актуального» развития самого слабого (в каком – то определенном виде деятельности) и «зоне ближайшего» развития самого сильного в группе ребенка (в этом же виде деятельности).
Чтобы предметно-пространственная среда выполняла перечисленные выше функции, при проектировании ее в своей группе я руководствовалась принципами : оптимизации, целесообразности и рациональности, доступности и открытости, а также соответствия ее возрасту детей.
С учетом принципа оптимизации (оптимального использования группового пространства, целесообразности и рациональности в группе создана атмосфера оптимального удобства и комфорта для всех детей в целом. Каждая игровая зона (центр) в группе существует не обособленно, а переходит из одной в другую. В групповой комнате расположены центры: познавательно - интеллектуального развития, с огромным набором дидактических игр, игр-головоломок, игр-загадок, который плавно переходит в центр практической исследовательской деятельности ребенка, где он может в силу своих представлений и навыков проделать несложные опыты, попробовать свои силы в разных видах исследовательской деятельности. Из этой зоны-центра «вытекает» экологический центр, в котором дети выращивают семена, ведут календари наблюдений за погодой, прорастанием семян и т. п. Затем следует центр художественно-эстетического развития, где каждому ребенку предложен богатый выбор изо-материалов и пособий для реализации их творческой деятельности. Далее следует театрально-музыкальный центр с разного рода театрами: настольные, пальчиковые, теневые и т. п., которые помогают детям раскрыть свои способности в театрализованной деятельности.
Центр активной конструкторской игровой деятельности связан со строительством разного рода построек из модулей, строительного материала и находится в некотором отдалении от интеллектуальной зоны, что дает возможность детям, занятым конструктивной деятельностью, не мешать детям, увлеченным интеллектуальной деятельностью. В группе находится уголок уединения с мягким диваном и подушками, куда ребенок может уединиться – посмотреть книжку, посидеть с любимой мягкой игрушкой. Здесь же располагается центр сюжетно - ролевых игр с набором разнообразных атрибутов, предметов и материалов.
По принципу доступности и открытости обустроены все центры предметно –пространственной среды в моей группе. На стеллажах, полках, в шкафах детям открыто предоставлен разнообразный материал, который может подтолкнуть каждого ребенка к тому, что ему интересно, доступно в данный момент и поможет принять активное участие в разных видах деятельности.
Учитывая принцип соответствия развивающей среды возрасту детей, в моей группе имеются материалы прошлой ступени развития (для детей среднего дошкольного возраста) : во – первых для детей, которые эти материалы еще не освоили, во – вторых, для тех игр и занятий, которые возвращают детей к их любимым игрушкам и предметам и, наконец, для создания игровой ситуации, которая не представлена игровым материалом, и побуждает старших дошкольников к творчеству в организации игры, тем самым давая простор для детского воображения и игровой предприимчивости.
Один из основных принципов создания среды, в которой должен находиться ребенок, - принцип ее эстетичности и безопасности. С учетом новых требований САНПИНа, а также необходимостью охраны и укрепления детской психики и здоровья оформление развивающей среды в моей группе безопасно, эстетично, выполнено в едином стиле с небольшим количеством оформительских деталей.
Теперь перейду к подробной характеристике компонентов развивающей среды своей группы :
Математический центр (познавательное развитие) представлен материалом, который сориентирован на возраст, индивидуальные возможности детей, удобен в пользовании, расположен рационально и логично, интересен детям. Здесь имеется:
Для развития логического мышления, детям предлагаются :
«Островок размышлений», «Игротека»
1. Магнитная доска-мольберт с комплектом цифр
2. Занимательный и познавательный математический материал:
-тактильный куб с рамками-вкладышами,
-логико-математические игры: палочки Кюизенера, «Танграм»,
- схемы, иллюстрации для развития пространственных и временных представлений
3. Наборы моделей: деление на части (2-8) «Целое и части»
4. Наборы геометрических фигур, шаблоны, трафареты этих фигур для плоскостного моделирования
5. Набор объемных геометрических фигур.
6. Цифровой веер (2 шт)
7. Счеты настольные.
Для практической деятельности детей:
- графитная и магнитная доски
8. Наборы счетных палочек по десяткам, математические наборы цифр, знаков, геометрических фигур,
9. Учебные приборы: линейки (15 шт., сантиметровые ленты
10. тетради в клетку, наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек
11. Мозаики, пазлы, различные игрушки со шнуровками и застежками.
12. Головоломки: «Шар», «Крестики-нолики», «Титаник» (со схемами последовательных преобразований); «Логические кубики» (со схемами моделирования)
13. Часы механические настенные, наручные;
14. Настольно-печатные игры:
-«Математическое домино» (с цифрами, с математическими действиями - 4 вида, «Логическое домино», «Геометрические формы»
- Пазлы «Считай и собирай», «Цифры»
- игры на перестройку и передвижение фигур: «Поменяй местами», «Составь картинку», «Развивающее лото»
-развивающие игры: «Лото», Домино», «Шашки»; «Лабиринт»;
15. Дидактические игры:
-«Ассоциации» (по форме, по назначению предмета (2 вида, «Что за чем?», «Путешествие Красной шапочки»
-«Мои первые часы», «Знай время»
16. Методические пакеты «Обучающие пазлы», «Умные клеточки», «Знакомимся с клеточками», «Логика», «Цифры, форма, цвет»
17. Книги: «Забавная арифметика», «Давай сравним», «Умные тесты», «100 умных игр», «Память, логика, внимание», «Развиваем мышление», «Считарь»
игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Мазаика», наборы конструкторов «Лего», «Мастер».
Содержание материала периодически меняется, чтобы дети упражнялись в сообразительности, находчивости, а интерес к играм в этой зоне возрастал.
Центр речевого развития (речевое и познавательное развитие) построен с учетом принципов активности детей в речевой деятельности и содержит материалы, которые способствуют развитию графо-моторных навыков, обогащению и активизации словаря, грамматического строя речи, связной речи. А так как группа логопедическая, то особое внимание заслуживает у меня именно этот центр, где кроме общеразвивающих игр и пособий здесь имеется коррекционный материал для детей с ОНР:
«Грамматейкины»
1. Магнитная доска-мольберт с комплектом букв
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки -магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («лото Азбука», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков», «Звуковое лото», «Словарик», «Собери слово», «Мастер слова» (закрепление слоговой структуры слова).
4. Игры на развитие лексико- грамматической стороны речи: «Кто где живет»,, «Чей хвост, чья голова?», «Вкусный сок», (образование притяжательных прилагательных, «Профессии», «Назови одним словом», «Что где?» (упражнения в употреблении в речи простых и сложных предлогов, «Кто как передвигается» (понимание падежных форм).
5. Дидактические игры: «Профессии- «Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний»,
6. Методические пакеты: «Возле, около, рядом», «прятки с буквами», «Город, улица, село»,
7. Дидактический материал для развития связной речи:
- наборы предметных и сюжетных картин для составления рассказов разной сложности,
- картинки - схемы для упражнений в моделировании сюжета пересказываемого рассказа.
1. Наборы картинок для классификации по лексическим темам для активизации словаря: животные; виды растений; виды транспорта; виды профессий; виды спорта
2. Серии картинок для обучения рассказыванию (с последовательностью событий).
3. Серии сюжетных картин: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).
4. Мнемотаблицы-схемы (для описания овощей, фруктов, животных и т. п.)
Книги по развитию м-моторики: «Пальчиковые игры», «Ум на кончике пальцев»
Материал по развитию речи разнообразен и доступен детям, содержание его имеет огромное влияние на рост речевой и познавательной активности. А в силу основной направленности группы (речевое развитие детей с ОНР) этот материал используется в подгрупповых играх и при очень активном участии воспитателя, который являет правильные образцы речи и в непринужденной форме исправляет ошибки в речи детей, а также помогает каждому ребенку превратить любую картинку, рисунок – в рассказ.
Центр техники (познавательное развитие)
«Автосервис» :
-Транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (грузовики, фургоны, пожарная машина, микроавтобусы;
«Армейский полигон» :
-Военная техника: танки, машины;
-Пластмассовый набор военного оборудования для настольной игры «Солдатики» (оружие, боеприпасы, укрепления, солдаты.
Центр конструктивно-модельной деятельности (познавательное развитие)
«Конструкторское бюро»
1. Крупный строительный конструктор.
2. Средний строительный конструктор.
3. Мелкий строительный конструктор.
5. Конструктор «Лего».
7. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).
8. Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, чертежи
Центр безопасности (социально-коммуникативное развитие)
«Школа для пешехода»
1. Полотно» микрорайон города» с изображением дорог, пешеходных переходов, домов, парков
2. Мелкий транспорт (пластмассовый и бумажный).
3. Макеты (бумажные) домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофоров, пешеходов
4. Игры: «Гонки на выживание», «Большие гонки», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки» (соответствия) 2 шт., «Светофор», «Учись, играя»
5. Книги: «Школа для пешехода», «Дорожная азбука»
«Школа безопасности жизни»
1. Настольно-дидактический материал: «Как избежать неприятностей», «Азбука безопасности», «Основы безопасности», «Средства пожаротушения», «Правила безопасности дома и на улице»
2. Книги: «Коварный огонь», журналы «Спасайкин»
Центр художественного творчества (художественно-эстетическое развитие) содержит богатый наглядный, игровой и практический материал, предназначенный для вариативного его использования.
«Художественная мастерская»
Практический материал:
1. Восковые мелки, цветные мелки, акварельные краски, цветные карандаши, графитные карандаши, ластики, точилки, фломастеры, соленое тесто, пластилин.
2. Разные виды бумаги (цветная, белая, жатая, тонированная, с набрызгом, самоклеющаяся, картон, обои.
3. Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, трафареты, палитра, банки для воды, салфетки, подставки для кистей, доски (20х20, розетки для клея, одноразовые тарелочки, щетинные кисти, клеящий карандаш
4. Трафареты, шаблоны силуэтов различных предметов, печатки, щетки и тампоны для тонирования бумаги
5. Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья, шишки, колоски, и т. п.
6. Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т. д.
7. Тематические наборы картинок народных промыслов: «Хохлома», «Дымка», «Гжель», «Городец», «Филимоновские игрушки»
8. Альбомы: «Золотая хохлома», «О художниках» «Приемы лепки»
- альбомы, наборы картин предметов народно-прикладного искусства,
- альбомы с репродукциями картин художников (Васнецова, Шишкина, Левитана, Серова, Айвазовского, рекомендуемых программой. Портреты этих художников.
-альбомы с изображением способов лепки, рисования, конструирования и аппликации.
Весь материал в этом центре связан в единую цепочку. Увлекшись, например, рисованием ребенок незаметно для себя может перейти к аппликации в своем рисунке, наткнувшись на кусочки ткани, бумагу интересной структуры. Т. е в данном центре есть все условия для развития творческих способностей старших дошкольников, стимулирует их интерес к практической деятельности, желание создавать прекрасное, используя разнообразные материалы и приемы техники изображения, аппликации, лепки.
Мини-библиотека (речевое и социально-коммуникативное развитие)
«Полка умных и интересных книг»
Детские книги по программе и любимые книги детей, книги по интересам:
- Сказки: «Большая книга русских народных сказок», «Серебряная книга сказок», «Зарубежные сказки», «Лучшие сказки Европы»
- Сборники рассказов и авторские сказки: Пермяк В. «Чижик-пыжик», Носов «Мишкина каша», Курляндский «Однажды в зоопарке», К. Крылов «Басни», Ершов «Конек –горбунок», Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
- Стихи: Маршак С. «Детям», Барто А. «Любимые стихи»
- «Сказки, пословицы и поговорки»
Театрально –музыкальный центр (художествнно-эстетическое развитие)
«Детский театр»
1. Ширма
2. Театры: плоскостной настольный «Кот в сапогах», «Красная шапочка»; пальчиковый «Веселые человечки»).
3. Маски, (сказочные, фантастические персонажи, парики
4. Корона, колпачки клоунов (2-4 шт., маскарадные очки, перчатки, шарфики
«Музыкальный салон»
1. Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, барабан, бубен, гармошка.
2. Магнитофон.
3. Аудиокассеты, диски с записью детских песенок, песен военных лет
Центр сюжетно-ролевой игры (речевое и социально-коммуникативное развитие)
1. Кухонная плита,
2. Игрушечная посуда: набор чайной посуды (средний, набор кухонной посуды (средний,набор столовой посуды (средний).
3. Куклы в одежде девочек (средние).
4. Коляски кукольные
5. Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы)
6. Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Моряки», «Автомастерская»
Опытно-исследовательский центр (познавательное развитие)
Центр воды и песка: «Лаборатория»
1. Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
2. Природный материал: камешки, ракушки, кора деревьев, мох, листья.
«Знайкины университеты»
1. Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов, кантер
2. Ящик для экспериментов и опытов (2шт.) (Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов, ложки, лопатки, палочки, воронки)
3. Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, фасоль.
4. Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, 2компаса.
5. Термоментры комнатные,
6. Коллекции камушков, тканей (карточки схем получения ткани из льна, растений (гербарий хлопка).
7. Мыльные пузыри
8. Каталог с алгоритмами выполнения опытов, книга «Фокусы»
Экологический центр (познавательное развитие)
«Юные природоведы»
- зимой – зимний огород: посадки лука, чеснока, пшеницы;
- весной – ветки лиственных деревьев: тополь, клен и т. п. ;
-летом – букеты летних садовых и луговых цветов, колосья хлебных злаков.
1. Лейки, опрыскиватель,
2. Палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки, фартуки,
3. Горшочки для посадки семян
Игры: «Соберу я урожай», «Фрукты, овощи, ягоды», «Грибы», «Аскарбинка и его друзья»
- Ассоциации «В мире животных», домино «Обитатели леса», «Кто, где живет?» (3 вида, «Зоологическое лото»
4. Детские развивающие наборы: «Насекомые», «Рыбалка»
5. Дидактический материал: «Земля, воздух, вода», «Природно-климатические зоны»
6. Альбомы : «Деревья и плоды», «Ягоды, грибы»
Книги: энциклопедия «О животных», «Поход за чудесами»,
Календарь природы: «Метеостанция»
1. Картина сезона, модели года, суток.
2. Календарь погоды на каждый месяц, где дети отмечают состояние погоды на каждый день
Центр патриотического воспитания (социально-коммуникативное и познавательное развитие)
1. Альбомы: «Наша страна», «Наша Родина –Россия», «Моя станица Кущевская!», «Москва-столица нашей Родины», «Край родной наш Краснодарский», «Из истории праздников на Руси», наборы открыток с достопримечательностями разных городов России,
2. Художественная литература: стихи, рассказы кубанских поэтов и писателей
3. Демонстрационные наборы: «Твои права и обязанности», «Моя Родина –Россия», «День Победы», «Хлеб –всему голова», «Твои защитники», «Российская Армия», «Славянская семья», «Стены древнего Кремля», «Народы Мира», «Космос», «Планеты Солнечной системы»
4. Наборы серии картин «Символы России», флаги, гербы Кубани, России.
5. Глобус
Центр эмоций и настроения (социально-коммуникативное развитие)
«Страна эмоций и поступков»
1. Демонстрационный материал: «Я и мое настроение», «Чувства и эмоции», «Уроки вежливости», «Уроки доброты», «Уроки поведения», «Наши поступки»
2. Карточки: «Оцени поступок»
3. «Слайд-копилка» (Коллекция слайдов с упражнениями и играми по культуре поведения»
Место (мягкий диван, отгороженное от всех ширмой.
Таким образом, в группе «Речецветик», созданы все необходимые условия для полноценного развития гармоничной, духовной, физически и психически здоровой личности дошкольника. Предметно - развивающая среда группы построена в соответствии с ФГОС ДО, образовательной программы дошкольного образования, виден творческий подход, соответствует гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; подобрана с учётом принципа интеграции образовательных областей. Подбор материала и оборудования осуществляется для всех видов деятельности ребенка: игровой, продуктивной, познавательно – исследовательской, а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.