Наталья Флешлер
Организация предметно-пространственной развивающей среды группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
1. Организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. В «Доме радости» пространство группы не делится на «зоны», в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности. Отсутствие жесткого зонирования средового окружения имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.
Темочки:
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2018
Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы. В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр, конструктивная (все виды детского конструирования, трудовая (все виды детского труда, познавательная (все виды познавательной деятельности, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.
2. Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Ребенок имеет возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А. В. Запорожцем. В соответствии с положением Л. С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок, должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.
3. Подбор предметов несет детям различную информацию, позволяющую обобщать, анализировать, осуществлять с предметами экспериментальную и поисковую деятельность. Предметы – прежде всего, носители культурно-исторического опыта. Из них в разных местах группы созданы комплексы – МИРЫ (в философском значении этого слова): «Мир домашних животных», «Мир семьи», «Мир транспорта», «Мир леса», «Мир профессий», «Мир науки» и т. п.
4. В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников. Так, все материалы и объекты среды, с которыми ребенок может действовать самостоятельно, размещаются на доступном для использования уровне, те же элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия с взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для организации ребенка с ними (элементы выставок, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности).
5. Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов, отчасти – единым стилем оформления группы. Важнейший принцип наполнения среды – отбор объектов по их эстетическим основаниям (красота, мастерство исполнения, удобство использования, сочетаемость с другими элементами). В помещении есть зеркала, произведения искусства. Среда создает комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых.
6. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство легко трансформируется, согласно замыслу педагога или желанию детей. Существенное ограничение количества предметов среды (все ее элементы представлены в единичном экземпляре или в количестве 5—10 шт.) связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников, творческого преобразования ими структуры среды. Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи). Например, спальную комнату мы стараемся обустраивать так, чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.
7. Организация пространства систематически меняется в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности.
Особое внимание при организации пространства обращается на учет интересов мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании среды или использования того, что уже создано, требует от воспитателей дизайнерского мастерства, неиссякаемого творчества. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры, быта, игрового оборудования и т. д. Так еженедельно меняются объекты на развивающих полочках, обновляется содержание игрового материала (в зависимости от того, на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников) и т. д.
Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности.
Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое пространство образовательного процесса.
Успешность реализации педагогического процесса в «Доме радости» обусловлена обеспечением возможности ребенка ежедневно проиграть семь видов игр: сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные, театрализованные, музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек.
Для сюжетно-ролевой игры имеются наборы кукол, изображающих детей разного пола и возраста; куклы разных размеров, хорошо и разнообразно одетыми, с разной мимикой лица: грустными и веселыми, добродушными, доверчивыми, удивленными и т. д.
Чтобы научить детей играть, для них показан «Театр воспитателя», где взрослый, например, учит заботиться о маленькой кукле - строить мебель, накрывать на стол, кормить куклу, читать ей книгу или научил работать в огороде, выращивая овощи. Все это происходит сначала на рабочем столе. Научившись, ребенок переносит игровую ситуацию на пол, где снова заботится о кукле, только уже большой, или сам сеет семена, выращивает рассаду, ухаживает за ней.
Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) знакомит ребенка с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда.
Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года, кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре еды, правилах поведения за столом, мебель (кроватки, шкафчики, стульчики, кукольная утварь познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в группе.
Строительно-конструктивные игры. Для развития в детском саду строительно-конструктивной деятельности есть разнообразные наборы игрушек.
Во-первых, наборы различных строительных материалов деревянные, такие как дерево экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Мы отдаем предпочтение отечественному материалу Краснокамской фабрики, дополнили его пластинами и дощечками.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 В Доме радости пространство группы не делится на зоны в каждой из которых можно заниматься только определенным видом деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526290463.jpg)
Для построек на полу интересен строительный материал «Универсальный» и строитель, изготовленный родителями
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Темочки Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526290521.jpg)
Конструктор «Лего» и другие виды конструкторов хороши для детей дошкольного возраста. Во-вторых, для строительства есть игрушки, заселяющие постройки, - это различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо, что все эти разнообразные, небольшие по размеру, игрушки ребенок использует в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Образовательная технология Оформление детских садов Развивающая предметно пространственная среда](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526290679.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526290703.jpg)
Об игрушке в пространстве группы. Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой, обучаем не только играть, но и сохранять игрушку в порядке. Например, прежде чем положить коробку со строительным конструктором на полку для самостоятельной игры, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает «театр постройки», а потом «театр уборки». Он убирают детали вместе с ребенком, обсуждая форму деталей и место хранения в коробке. В овладении игрой и игрушкой ребенок шагает вверх по «Лесенке успеха», продвигаясь от уровня узнавания и восхищения игрой к индивидуальному обучению, а затем наступает этап общегруппового участия в этой игре.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Ребенок имеет возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать достигая результата](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526290882.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности такое первое требование к среде было сформулировано А](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526290907.jpg)
Размещение оборудования для театрализованной деятельности.
Самодеятельная театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста, поэтому в свободном пользовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах. Оно используется детьми не только для игры-драматизации, но и для режиссерских.
Дидактические, развивающие игры вносятся в среду по мере освоения их содержания, правил, способов организации как в совместной с педагогом деятельности, так и самоорганизацией (в соответствии с авторской технологией, начиная с младшей группы (от трех участников) и в последующих группах до полного состава.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Из них в разных местах группы созданы комплексы МИРЫ в философском значении этого слова Мир домашних животных Мир семьи Мир транспорта Мир леса Мир профессий Мир науки и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291327.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 В процессе структуризации и содержательной наполняемости среды учитываются зоны актуального и ближайшего развития воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291361.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов отчасти единым стилем](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291376.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Оформление детских садов оформления группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291389.jpg)
Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности, видового разнообразия, возрастного соответствия. Со средней группы в игровом пространстве представлены все виды дидактических игр, общее количество которых соответствует количеству детей группы, что позволяет каждому воспитаннику индивидуально выбирать игру.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Важнейший принцип наполнения среды отбор объектов по их эстетическим основаниям красота мастерство исполнения удобство использования сочетаемость с другими элементами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291604.jpg)
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 В помещении есть зеркала произведения искусства](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291622.jpg)
Мини-музеи («Миры»).
Это мобильные средовые элементы, создаются детьми вместе с взрослыми и выполняют функции более глубокого и разностороннего овладения воспитанниками содержанием текущих познавательных тем, развития познавательных интересов и индивидуальных предпочтений. Данные элементы среды используются уже с младшей группы и их содержание связано с требованиями и задачами таких направлений развития детей, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини музеях (познавательные и эвристические беседы, философские беседы, посиделки и т. д.
мир птиц (Курица, петух, цыпленок).
Водоплавающие - утка, селезень, утенок)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Среда создает комфортное состояние не только у ребенка но и у взрослых](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526291931.jpg)
Мир осенних деревьев
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292006.jpg)
Экологическое окно
Мир Зимующих птиц
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Пространство легко трансформируется согласно замыслу педагога или желанию детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292117.jpg)
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Существенное ограничение количества предметов среды все ее элементы представлены в единичном экземпляре или в количестве шт](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292206.jpg)
Полочка красоты (Мир музыкальных инструментов, Мир изделий народно-прикладного искусства)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 связано с необходимостью разгрузки пространства среды для свободного передвижения в ней воспитанников творческого преобразования ими структуры среды](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292291.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Например спальную комнату мы стараемся обустраивать так чтобы большая ее часть могла легко освобождаться для детских игр а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292325.jpg)
Развивающие «Миры» (полочки с предметами избыточной информации). Этот элемент среды обязателен тоже с младшего возраста. Он выполняет функции обогащения представлений детей (преимущественно в зоне неясных знаний, развития познавательной активности.
Мир русской культуры - во 2 младшей группе
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Особое внимание при организации пространства обращается на учет интересов мальчиков и девочек](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292454.jpg)
Мир государственности
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Гендерный подход при создании среды или использования того что уже создано требует от воспитателей дизайнерского мастерства неиссякаемого творчества](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292489.jpg)
Некоторые из развивающих полочек предназначены для презентации новых способов деятельности, перспективных замыслов, обозначения интересных тем для свободного общения. Это мобильный элемент среды, его содержание изменяется воспитателем не менее одного раза в 1-2 недели.
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292703.jpg)
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Свободное размещение объектов среды позволяет систематически ее обновлять путем регулярного внесения новых предметов культуры быта игрового оборудования и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292769.jpg)
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Так еженедельно меняются объекты на развивающих полочках обновляется содержание игрового материала в зависимости от того на каком этапе освоения находится игровая деятельность воспитанников и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292737.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Степень участия детей в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе поиске создании таких объектов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292796.jpg)
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Характеристика отдельных элементов среды и обоснование их включения в средовое пространство образовательного процесса](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292815.jpg)
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 При этом каждый вид игр предполагает особый набор игрушек](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292831.jpg)
Экологическое панно.
Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связаны с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач (образовательные области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие» и т. д.). На основе данного элемента среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Все это происходит сначала на рабочем столе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526292991.jpg)
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Научившись ребенок переносит игровую ситуацию на пол где снова заботится о кукле только уже большой или сам сеет семена выращивает рассаду ухаживает за ней](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293008.jpg)
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Такая многофункциональная кукла непременно должна быть в группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293020.jpg)
Обязательный компонент среды – технические средства магнитофоны Они многократно используются в течение дня: двигательная разминка «Минутка шалости», отдых «Минутка тишины», утренняя гимнастика и т. д.
Разноуровневое размещение элементов декора.
Данная характеристика оформления среды предполагает использование ее возможностей в решении задач эстетического воспитания и охраны зрения воспитанников.
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Строительно конструктивные игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293174.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Для развития в детском саду строительно конструктивной деятельности есть разнообразные наборы игрушек](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293189.jpg)
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Во первых наборы различных строительных материалов деревянные такие как дерево экологически чистый материал обладающий многими полезными свойствами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293208.jpg)
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 Мы отдаем предпочтение отечественному материалу Краснокамской фабрики дополнили его пластинами и дощечками](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293221.jpg)
Организация зеленой зоны.
В реализуемой программе не предполагается самостоятельного труда детей в природе, поскольку автор справедливо считает, что детям дошкольного возраста недоступно выполнение такого труда на уровне экологической ответственности.
В то же время некоторые живые объекты (растения, птицы, животные) вносятся в группы как предметы познания, но обихаживаются взрослым.
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Для построек на полу интересен строительный материал Универсальный и строитель изготовленный родителями](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293362.jpg)
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Конструктор Лего и другие виды конструкторов хороши для детей дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293374.jpg)
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Во вторых для строительства есть игрушки заселяющие постройки это различные сказочные персонажи а также домашние и дикие животные разных широт](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293386.jpg)
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Хорошо что все эти разнообразные небольшие по размеру игрушки ребенок использует в игре чтобы создать сказочную ситуацию парк зоопарк ферму или лес](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293403.jpg)
Организация трудовой деятельности
В группах младшего дошкольного возраста трудовая деятельность (кроме труда по самообслуживанию) организуется преимущественно под руководством взрослого, поэтому весь материал для труда сосредоточен в закрытых шкафах. И снова сначала показан «Театр воспитателя».
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 Об игрушке в пространстве группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293530.jpg)
![Смотреть фотографию №39 Фото №39 Мы никогда не говорим детям Вот вам игрушка играйте а отводим много времени для ознакомления детей с игрой и игрушкой обучаем не только играть но и сохранять игрушку в порядке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293546.jpg)
![Смотреть фотографию №40 Фото №40 Например прежде чем положить коробку со строительным конструктором на полку для самостоятельной игры обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293590.jpg)
![Смотреть фотографию №41 Фото №41 Воспитатель сначала показывает театр постройки а потом театр уборки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293610.jpg)
![Смотреть фотографию №42 Фото №42 Он убирают детали вместе с ребенком обсуждая форму деталей и место хранения в коробке](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293700.jpg)
Старший воспитанник самостоятельно задумывает, организует и выполняет трудовое действие. Поэтому необходимый ему материал находится в свободном доступе
Размещение материалов для художественной деятельности.
![Смотреть фотографию №43 Фото №43 Размещение оборудования для театрализованной деятельности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293761.jpg)
![Смотреть фотографию №44 Фото №44 Самодеятельная театрализованная игра доступна детям разного дошкольного возраста поэтому в свободном пользовании игровое оборудование предлагается во всех возрастных группах](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293773.jpg)
![Смотреть фотографию №45 Фото №45 Оно используется детьми не только для игры драматизации но и для режиссерских](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293786.jpg)
![Смотреть фотографию №46 Фото №46 Их дифференциация осуществляется по признакам тематической направленности видового разнообразия возрастного соответствия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293797.jpg)
Групповая библиотека
![Смотреть фотографию №47 Фото №47 Мини музеи Миры](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293857.jpg)
![Смотреть фотографию №48 Фото №48 Планы образовательной работы предусматривают специальное время для проведения работы в мини музеях познавательные и эвристические беседы философские беседы посиделки и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293870.jpg)
Особое место в групповом помещении занимает стол воспитателя. Его размещение связано с функциональным назначением. Он очень важен для охраны труда и здоровья самого педагога-женщины и для того, чтобы он выполнял функцию органайзера (ящики, а поверхность стола своеобразная «лаборатория» педагога, место обучающего и развивающего взаимодействия с воспитанниками. За этим столом организуются разнообразные формы образовательного процесса: групповое обучение, образовательные диалоги, совместная экспериментальная деятельность, демонстрация разных способов деятельности взрослым и т. д. Иначе говоря, стол воспитателя-элемент образовательной среды, а не только место подготовки педагога к выполнению профессиональной деятельности.
![Смотреть фотографию №49 Фото №49 мир птиц Курица петух цыпленок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-324763-1526293956.jpg)
Вывод:
Развивающая предметно - пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых. Она содержательна, насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, а, доступна и безопасна.
Развивающая предметно-пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС ДО.