Светлана Айрапетян
Конспект открытого внеклассного мероприятия «Посиделки у самовара» для обучающихся 3 класса коррекционной школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №10» с. Александровского
Конспект открытого внеклассного
мероприятия
«Посиделки у самовара»
обучающихся, воспитанников
3 «а» класса
Воспитатель Айрапетян С. Б.
ПОСИДЕЛКИ У САМОВАРА
Цель:
познакомить с историей чаепития, с целебными свойствами чая,
расширять кругозор учащихся.
Способствовать приобщению к традициям русской народной культуры,
Публикация «Конспект открытого внеклассного мероприятия „Посиделки у самовара“ для обучающихся 3 класса коррекционной школы-интерната» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День самовара, 17 августа
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- Посиделки
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самовар
- Темочки
возрождать традиции внутрисемейной этики.
Задачи:
Образовательные:
• проследить путь развития обряда чаепития,
• обучать навыкам этикета, поведения за столом,
• познакомить с традициями русского гостеприимства,
• совершенствовать умение работать в группах.
Развивающие:
• способствовать развитию творческих способностей учащихся,
• обогащать словарный запас детей,
• совершенствовать навык выразительной речи.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к народной культуре,
• укреплять семейные традиции,
• организовывать семейный досуг,
пропагандировать здоровый образ жизни
Оборудование•
• самовар, заварочный чайник, расшитые полотенца, салфетки, скатерти
• столы с угощениями, самоварами, посудой
• самовар горячий с чаем, выпечка
ТСО:
• мультимедийный проектор,
• презентация «Посиделки у самовара»,
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. (Слайд №1)
Ведущая: Добрый день, уважаемые гости!
Сегодня у нас так уютно, как дома. Рады видеть всех на нашем мероприятии.
(Слайд №2)
Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости.
Отдых - это не безделки. (Соня)
Время игр и новостей, (Виталик)
Начинаем посиделки, (Женя Г.)
Открываем посиделки. (Женя М.)
Для друзей и для гостей. (Все вместе)
Ведущая: Загадаю я вам загадку:
Стоит толстячок, подбоченивший бочок,
И шипит и кипит, наливать нам чай велит.
Ответ детей: Самовар. (Слайд №3)
Ведущая: Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.
Марина. Я у бабушки в деревне
Увидала самовар.
Он блестящий и огромный,
Выпускает шумно пар.
Внутрь его кладутся щепки,
Чтобы быстро закипал,
Наверху труба большая-
Просто чудо –самовар!
Я такого не видала
В нашем городе нигде,
Самовар тот был старинным
И с медалями везде.
Софья. Ну, а чай, какой пила я,
Невозможно передать!
Что там «спрайт» и даже «фанта»-
Им тот чай не перегнать!
Чай с каким-то разнотравьем,
Ароматен и горяч,
Блинчики к нему подали…
Напилась я чая всласть!
И теперь прошу я маму
Самовар такой купить,
Чтоб могла я вкусным чаем
Всех подружек угостить!
(Слайд №4)
Ведущая: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения.
(Слайд №5)
Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был ценной единственной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом и уксусом, чтобы блестел
Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар.
(Слайд №6)
Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
Самовар видели все, а вот видимо, не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки и древесный уголь.
Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала вода в самоваре. В специальном приспособлении наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.
Входят 3 обучающихся, воспитанников, несут самовар и угощение.
1. Я иду, иду, иду. Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай: Уж ты, кумушка, встречай!
2. Тары-бары, растабары!
Выпьем чай из самовара! С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.
3. Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем!
К нам, смотри, не опоздай, а не то остынет чай.
Ведущая: Ребята, в моей корзине спрятались интересные вещи. Я загадаю загадки, а вы, отгадав их, узнаете, что же это такое.
(Слайд № 7)
Конкурс “Загадок” :
Смесь из листьев и цветов
Заварил, и он готов! (Чай)
Закипит – исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит.
- Эй, сними меня! – кричит. (Чайник).
Я бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар).
Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри! (Сахарница).
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (бублик).
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон).(Слад №8)
Ведущая: Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь? Давайте поиграем в игру «Собери пословицу»
(Слайд № 9)
1. За чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.
2. Чай пьёшь – здоровье бережёшь.
3 Пей чай, беды не знай!
4. С чаю лиха не бывает, а здоровье прибавляет.
5. Чай не пьёшь – где силу берёшь?
6. Холодно – пей чай! Жарко – пей чай! Устал – пей чай!
7. Чай пить – приятно жить!
8. Выпьешь чайку – позабудешь тоску!
9. Чай пить – не дрова рубить.
10. Самовар кипит – уходить не велит.
11. Выпей чайку - позабудешь тоску.
Ведущая: (Слайд№10)
На Руси чаепитие отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные разговоры.
Долгое время этот напиток был редкостью, стоил очень дорого и считался привилегией богатых. Для бедных людей чай был недоступен. Они пили его в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай. Послушайте историю, произошедшую со слугой в барском доме.
Раз привёз мне барин чаю
И велел его сварить.
А я не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял его, налил водички.
Кинул чай я весь в горшок
Да приправил перцем, луком
Плюс петрушки корешок.
Гости с барином плевались.
Сам он словно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем я мог не угодить?
А потом — то догадался —
Чай забыл я посолить.
Ведущая: Не может наш праздник обойтись без «Чайных» частушек.
(Слайд № 11)
1: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
2. Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.
Привезли его к Петру из Китая поутру.
3. Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Поглядите на себя –
Ну и отраженьице!
4. Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький!
У меня в приданом есть
Самовар красивенький!
5. Не надо чая много пить,
Милые подружки,
А то от чая в животе
Заквакают лягушки!
ИГРА. Пантомима «Завариваем чай»
Ведущая: Давайте представим себе, как мы завариваем чай. Для этого надо всем встать и на мои слова руками и туловищем показывать движения:
- Достаньте с верхней полки самовар.
- С левой полки, которая пониже, достаньте заварной чайник.
- Налейте воду в самовар
- Современные самовары почти все электрические. Включите самовар в розетку. Только аккуратно.
- А теперь в заварной чайник насыпьте щепотку чая.
- Ой, самовар закипел! Выключите его из розетки и залейте кипятком заварной чайник.
- Теперь поставьте чайник на самовар и накройте полотенцем. Все! Мы готовы встречать гостей.
Ведущая:
И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда пляши!
Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Хотели б мы “Кадриль” сплясать.
ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ» (Слайд №12)
Подведение итога мероприятия :
Ведущая: Во всем мире самовар остался одним из символов России – символом русского гостеприимства. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара : один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
- С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
Ответ: Самовар
Ведущая: (Слайд №13) Так и проходило время – все весело плясали, пели, играли, загадывали загадки. Время проходило незаметно. Вот и промчались посиделки! Милости просим в гости еще!