Юрманова НАТАЛЬЯ
Консультация «Портрет современного дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад.
Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает им многое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое отнимает.
Современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад.
Причины этого –
• изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном,
• в методах воспитания в семье,
• в установках родителей и т. д.
Раньше
Публикация «Консультация „Портрет современного дошкольника“» размещена в разделах
1. Дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе.
2. 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы.
Сейчас
1. Это - поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д.
2. Все технические новшества становятся бытием подрастающего поколения.
3. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия – коммуникативной.
4. Главенствующее место заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие
возможности для получения образования.
5. Заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.
6. Совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам.
7. Начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.
Черты современного дошкольника :
Положительные: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный.
Отрицательные: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором
Оборотная сторона портрета современного дошкольника
1. В развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст.
2. В связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития.
В чём заключается задержка в речевом развитии?
• Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Ребёнок говорит много (если говорит, но плохо.
• Низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. (Ребенок под влиянием родителей рассуждает о теории ядра, но не может выполнить элементарной речевой инструкции педагога).
• Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые,
Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности эмоционально- личностного и эмоционально-делового общения с матерью в младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.
Мода на раннее развитие.
Современное образовательное пространство предоставляет родителям невероятное количество предложений по развитию способностей детей раннего и дошкольного возраста. Заботливые родители используют данный ресурс, не замечая, как из развивающего он превращается в отягощающий. Непонимание природы ребенка, завышенные ожидания и сверх требования взрослых, игнорирование значимости потенциалов любознательности, пытливости, игровой инициативы детей - все это негативно сказывается на их эмоциональном развитии, здоровье, познавательном интересе и развитии творческих сил.
Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;
Хотя современные дошкольники технически «подкованы», легко управляются с телевизорами, CD, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая.
Во многих детских садах стало встречаться такое явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся на успевающих и неуспевающих, на усваивающих и не усваивающих программу обучения.
И вот в последние 10 лет наши дети тоже стали свободно входить в кабинет, брать игрушки со столика и играть. Без всяких боязливых шепотков. Они стали вести себя нормально. Это следствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными.
Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами — он их не поймет и не примет. Все воспитательное воздействие сведется к нулю или даст противоположный результат.
С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня ответственности, умения согласовывать свои действия с окружающими, нового уровня развития социальных качеств. Этому и должен учить детский сад. И это очень трудно.
Дети гиперактивны. Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Они находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать на одном месте. Во время концертов, в кинотеатрах они свободно перемещаются в незнакомом пространстве. Ребенок может одновременно слушать сказку и строить из конструктора.
В организованных видах деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. Время произвольной концентрации внимания, характерное для возраста, не увеличилось.
Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой и музыкальными роликами.
Личностное развитие детей во все времена непосредственно связано с героями, на которых они равняются.
Между Чебурашкой и Крокодилом Геной существовали отношения, которые возможны в реальной жизни. Они печалились и радовались, делали друг другу подарки — точно так же, как это можем делать мы и наши дети. Поэтому они — герои педагогического кино, педагогической литературы. А эти существа, которые не способны чувствовать боль… Чему они учат? Что к человеческому телу можно относиться без всякой жалости? Это пропаганда жестокости, которая отпечатывается в поведении современных детей. Их агрессивность намного превосходит агрессивность детей нашего поколения.
Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Многие сегодняшние дети их даже не знают. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с супер способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей.
У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Препятствием для полноценного развития воображения является:
преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции ( маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки).
Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.
Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает.
Снижение желания активных действий; Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
Исчезло естественное детское «дворовое» сообщество: дети теперь реже свободно играют и общаются со сверстниками. Игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка искажена.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Современных детей мало занимают сюжетно-ролевые игры, потому что они не могут соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.
Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат - снижение показателей готовности к обучению в начальной школе.
Общество сейчас построено по принципу выживания. Конкуренция — это для нас новое явление. Надо уметь толкаться, пробиваться, считать и просчитывать. Что является главной ценностью для современного родителя? Прагматизм. Этому же он вольно или невольно обучает ребенка.
Основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других.