Ирина Васина
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие детского сада и семьи является совершенно необходимым условием для осуществления эффективного воспитательного процесса. Когда родители и воспитатели действуют согласованно, когда есть взаимопонимание между семьей и детским садом – это позволяет и ребенку, и родителям, а равно и воспитателям чувствовать себя спокойно, защищено и соответственно правильно выстраивать процесс воспитания и развития. Дошкольная образовательная организация (ДОО) является, по сути, самым первым и очень важным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями. Впоследствии школа, и другие образовательные учреждения также осуществляют определенное влияние на семью, но не в такой большой степени и не столь регулярно.
Темочки:
Воспитателям необходимо организовать эффективно работу с родителями, это взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь. При этом важно осуществлять контроль ненавязчиво, обеспечивая вовлеченность родителей в общее дело.
Воспитателям младших групп следует принять во внимание приоритетность задачи успешной адаптации ребенка – и его родителей к правилам и условиям ДОУ. Адаптация к детскому саду является непростым временем, как для детей, так и для родителей и педагогов. И от того, насколько быстро смогут адаптироваться все участники процесса, зависит и качество образования, и социальный успех ребенка, и в большой мере его здоровье. При составлении перспективного плана взаимодействия с родителями на предстоящий год нужно нацелить родителей к совместной работе по проведению правильной адаптации детей к новой группе, воспитателям. Нужно потратить довольно много усилий и времени, чтобы ориентировать родителей на постоянную совместную деятельность, готовность обсуждать любые проблемные вопросы и решать общие задачи.
Далее приведу подробный план взаимодействия с родителями воспитанников младшей группы.
Перспективный план работы с родителями в первой младшей группе на 2017-2018 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Мероприятия Содержание Участники
Коллективные формы работы Родительское собрание : «Знакомство с воспитателями, режимом дня и правилами детского сада. Адаптация ребёнка в детском саду. Программа развития на предстоящий год. Особенности детей 2-3 лет»
Повестка дня:
- Сообщение для родителей. Беседа с родителями;
- Выборы родительского комитета;
- Памятка «Как помочь ребенку адаптироваться в группе» Воспитатель, родители
Индивидуальные формы работы Консультации:
- Встреча с педагогом – психологом. «Внешние и внутренние источники угрозы психологической безопасности ребенка».
- Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика» помочь родителям овладеть некоторыми пальчиковыми играми, способствовать осознанию значимости развития мелкой моторики рук на развитие речи и с укрепление здоровья малыша" Воспитатель, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
- «Режим дня»,
-«Наша непосредственно образовательная деятельность», «Объявления», и т. д.
Уголок здоровья:
- «Профилактические и оздоровительные мероприятия на сентябрь.
Экологическая страничка:
-«Знакомство с месяцем Сентябрь»
- приметы сентября. Воспитатель,
ОКТЯБРЬ
Мероприятия Содержание Участники
Родительская гостиная Мой внутренний ребенок Воспитатель, родители
Индивидуальные формы работы - Анкетирование «Вопросник» - выявление запросов интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг ДОУ. Рекомендации и пожелания по работе группы.
- Беседы «Одежда детей в группе и на улице» Воспитатель, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
Уголок здоровья:
- профилактические и оздоровительные мероприятия на октябрь;
- учимся наблюдать за изменением природы;
- «Знакомство с месяцем октябрь»
-Папка по ПДД «Дети, место для игры – не дороги, а дворы!». Воспитатели,
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Поделки из природного материала на конкурс «Осень золотая», утренник Воспитатель, родители
НОЯБРЬ
Мероприятия Содержание Участники Итоговый продукт деятельности
Индивидуальные формы работы - Анкетирование «Читаем с детьми».
- Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды»
Консультации:
-- «Что такое ЗОЖ» Воспитатели, родители Методические рекомендации
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
Уголок здоровья:
-профилактические и оздоровительные мероприятия на ноябрь;
- «Без лекарств и докторов».
- «Прогулки и их значение»
- «Знакомство с месяцем
Ноябрь»
- Стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой».
- «Какие сказки читать детям» Воспитатели, Методическая литература и рекомендации,
Интернет- ресурсы
Воспитатель, родители
ДЕКАБРЬ
Мероприятия Содержание Участники
Коллективные формы работы Родительское собрание :
«Путь, который мы прошли вместе за полгода. Праздник Новый год»
Повестка дня:
- Беседа о проделанной работе, встреча с психологом;
- Практические советы родителям, обмен опытом.
- Обсуждение праздника, с позиции родителей, воспитателей и детей. Предновогодние советы родителям.
Воспитатель, психолог, родители
Индивидуальные формы работы Консультации:
- индивидуальные консультации с психологом
- «Почему ребенок говорит плохо» Воспитатель, психолог, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
-профилактические и оздоровительные мероприятия на декабрь;
- «Осторожно – грипп!»
- «Знакомство с месяцем Декабрь»
- «Зимние игры и развлечения»
- «Весёлый праздник новый год» Воспитатель,
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Конкурс поделок «Волшебница зима». Подготовка к новогоднему утреннику. Привлечение родителей к праздничному украшению группы. Воспитатель, родители
ЯНВАРЬ
Мероприятия Содержание Участники
Родительская гостиная Театрализованная деятельность как средство формирования речи и эмоционального развития ребенка Воспитатель, родители
Индивидуальные формы работы Консультации:
-«Не жадина, а собственник»
- «Значение развития мелкой моторики»
- Беседы и советы по теме «Что и как читаем дома?», Воспитатель, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
-профилактические и оздоровительные мероприятия на январь;
- Осторожно, гололедица!
- «Знакомство с месяцем Январь»
-папки – передвижки «Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие ребенка
Воспитатель,
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Акция – конкурс «Здоровый образ жизни нашей семьи», стенгазета Воспитатель, родители
ФЕВРАЛЬ
Мероприятия Содержание Участники
Проект «Почитайка – дети читают детям» Старшие братья и сестры
Индивидуальные формы работы Консультации:
- Беседа «Как предотвратить проблемы в питании детей»
- «Читаем всей семьёй», «Воспитание художественной литературой» Воспитатель, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
«Бережём здоровье детей вместе!»,
- «Знакомство с месяцем Февраль»
Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка».
- папка передвижка «День отечества»
Воспитатель
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Совместное развлечение «Вместе с папой поиграть хочу»
Рассказы о папах (оформление детскими рисунками). Воспитатели, родители
МАРТ
Мероприятия Содержание Участники
Коллективные формы работы Родительское собрание :
«Важность психологического комфорта для здоровья ребенка» «Ребенок в коллективе»
Беседа с родителями воспитателя и психолога. Воспитатель, психолог, родители
Индивидуальные формы работы Консультации:
- «Моя мама – самая лучшая».
- «Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста».
- «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания» Воспитатель, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
- «Нетрадиционные методы лечения простуды».
-«учимся наблюдать за изменением природы»;
- «Весенние стихи», б «Приметы и пословицы о весне»
- весенний праздник Воспитатель
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Совместная подготовка к весеннему празднику.
Концерт (поздравление мам) в группе, совместное чаепитие Воспитатель, родители
АПРЕЛЬ
Мероприятия Содержание Участники
Родительская гостиная «Роль мамы и роль папы». Воспитатели, родители
Индивидуальные формы работы Консультации:
- «Особенности развития речи ребенка».
-«Что должен знать ребенок 3 лет»
- «Развивающая предметная среда дома для детей дошкольного возраста». Воспитатели, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
-профилактические и оздоровительные мероприятия на март;
- «Растите малышей здоровыми»
- Папка- передвижка «учимся наблюдать за изменением природы»;
-- «Перелетные птицы»
Папки передвижки:
- 1 апреля день птиц;
- 12 апреля день космонавтики; Воспитатель
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Поделки ко дню космонавтики Воспитатели, родители
МАЙ
Мероприятия Содержание Участники
Коллективные формы работы Родительское собрание :
«Готовимся к лету»
Повестка дня:
1. Подведение итогов работы;
2. Здоровье детей в Ваших руках;
3. О подготовке к летнему оздоровительному периоду.
4. Отчёт о работе родительского комитета
- подготовка к проведению ремонта в группе;
- анкетирование «Как и где Вы планируете провести лето?».
Индивидуальные формы работы Консультации:
-«Безопасность детей – забота взрослых»
- анкетирование «Как для Вас прошёл этот год» Воспитатели, родители
Наглядные формы работы Размещение методического материала.
- «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка»
«учимся наблюдать за изменением природы»;
- «Знакомство с маем»
- «Игры на природе!».
Выставка «Мои родные защищали Родину».
Воспитатель
Участие родителей в жизни группы и ДОУ Подготовка участка к летнему периоду. Воспитатель, родители