Екатерина Ромашова
Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы «Край, в котором мы живём. Льгов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по краеведению в подготовительной к школе группе
«Край, в котором мы живём»
Девиз проекта :
«Любим наш край, нашу малую Родину, храним её и гордимся тем, что мы – льговчане!»
Актуальность выбранной темы:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По - которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Публикация «Портфолио краеведческого проекта для подготовительной группы „Край, в котором мы живём, Льгов“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Дошкольный возраст – это особенная страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В период дошкольного возраста ребенок начитает выходить за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей, закладываются основы мира социальных отношений ребёнка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для ребёнка? С осознания и понимания им смысла понятия «Родина», «малая Родина», «краелюбие». Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать и защищать её интересы.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Со словом «Родина» у каждого человека связаны ассоциации с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к Отечеству, чувство причастности к судьбе родного края, не возникают сами по себе. В современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний в области краеведения. Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, не знают и не могут объяснить, чьё имя носят улицы города. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения, черпаемые малышами из окружающего мира, довольно скудны и разрознены. Конечно, роль семьи в формировании начальных представлений ребёнка о родном крае очень важна и в комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получает довольно полное представление о мире вокруг.
Краеведческое образование в детском саду уже стало неотъемлемой частью процесса образования и воспитания, но способы организации краеведческой деятельности в ДОУ только начинают формироваться. Нам кажется, что круг тем и задач по ознакомлению детей с историей и культурой родного края должен быть довольно широким, форма подачи материала - максимально доступная, а сам процесс ознакомления - разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями на эту тему. В работе с детьми мы планируем использовать целый комплекс мер, направленный на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе и области. Это не только собственно краеведческие занятия - это и занятия по ознакомлению с родной природой, посещение интересных памятников и памятных мест города Льгова, экскурсии в музеи.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Цели и задачи проекта
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. В тоже время краеведение является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Цель проекта :
1. Формирование представлений о достопримечательностях города Льгова и его знаменитых земляках, основных сведений по истории возникновения. 2. Возрождение семейных традиций.
3. Расширение детского кругозора.
Задачи проекта :
1. Ознакомить дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
2. Развивать бережное отношение к городу и его природе, к достопримечательностям и культурным ценностям.
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
4. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
5. Обобщить и систематизировать знания о родном крае,
познакомить с краеведческим музеем города, литературно – мемориальным музеем поэта Н. Асеева, музеем детского писателя А. П. Гайдара и музеем народного творчества, созданного в доме дворян Стремоуховых.
Новизна данного проекта состоит в соединении игровых, познавательных элементов с проведением экскурсионных маршрутов, что даёт возможность детям дошкольного возраста осознать ценность и значимость малой родины, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки.
Кроме этого, реализация проекта позволяет улучшить связи с социальными партнерами – Льговский краеведческий музей, детской библиотекой имени А. П. Гайдара.
Особенность проекта заключается в создании условий для восприятия сведений об историческом прошлом и современном облике родного края.
Сроки реализации проекта.
Краеведение - это отправная точка увлекательного путешествия ребят в природное и историческое прошлое города Льгова.
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Тип проекта : информационно-творческий.
Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.
По характеру содержания: включает ребенка и семью.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
По количеству участников: фронтальный.
По продолжительности: среднесрочный.
Цикличность проекта : 3 месяца
Работа по проекту проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок адаптированы к возрастной группе дошкольников и к их физическому состоянию здоровья.
Занятия построены по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. Каждая тема, включенная в проект, содержит теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по истории города, его природе. Практическая часть заключается в проведении экскурсий по пешеходным маршрутам.
Этапы реализации проекта
Реализация краеведческого проекта «Край, в котором мы живём», осуществляется по трё м этапам: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап
1. Определение уровня сформированности знаний о родном городе (знать название, домашний адрес, достопримечательности, названия улиц, известных жителей, представителей флоры и фауны).
2. Определение уровня сформированности характерных знаний о гербе родного города, края.
3. Определение уровня сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.
Прогнозируемый результат.
Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта
Основной этап
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
2. Беседы об истории возникновения родного города.
3. Сбор информации об известных людях города.
4. Экскурсии по улицам города, музеям, памятным местам.
4. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
5. Участие в выставке детских рисунков «Я родом из Льгова».
Формируется методическая копилка для проведения тематических бесед; пешеходных экскурсий по городу; игр-путешествий; художественно-творческой деятельности и т. д.
Основной принцип построения занятий с дошкольниками базируется на использовании новых педагогических технологий:
• игровой;
• музейной педагогики;
• информационно-познавательной с использованием ИКТ.
Заключительный этап
1. Составление портфолио проекта.
2. Проведение обобщающего занятия «Что мы нового узнали».
3. Создание презентации «Памятники и памятные места города Льгова».
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы.
Месяц Тема Вид деятельности
Апрель «Край мой, тебя красивей нет!». Чтение стихов о Курском крае, родном городе.
Рассматривание географической карты, определение месторасположения.
Рассказ об особенностях климата, природы, животного мира.
Знакомство с символикой и историей возникновения города.
Май «Весна Победы» Проведение праздника «9 мая – День Победы».
Экскурсия к памятнику Молодогвардейцам.
Беседа об истории создания памятника.
Экскурсии по улицам и памятным местам города.
Июнь «Чем богат наш край»
«Уголок крестьянского быта» Экскурсия в литературно-мемориальный музей поэта Н. Асеева.
Экскурсия в дом камергера Стремоухова. Посещение музея народного творчества.
Экскурсия в краеведческий музей города. Знакомство с бытом и промыслами.
Участие в выставке детских рисунков «Я родом из Льгова».
Предполагаемые результаты и оценка результатов проекта
Практическая значимость этого проекта состоит в том, что он обеспечивает успешность взаимодействия участников образовательного и просветительского процессов. Материалы проектов используются на занятиях в качестве иллюстративного и наглядного материала.
Ожидаемый результат:
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
• Наиболее важные исторические события истории родного края.
• Символику города и края.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры для организации собственного досуга.
• Творчески мыслить и рассуждать.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах);
- заинтересованность и участие родителей;
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, когда сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его предприятиях и замечательных земляках, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своей малой родины.
Анкета для родителей
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители! Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? ___
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, края?
___
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?___
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города, края?___
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?
___
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей? Назовите известные источники.
___
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
___
Уважаемые родители!
В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюстре России 14.11.2013 № 30384) «Об утверждении ФГОС дошкольного образования», важным аспектом современной государственной политики является введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня. В настоящее время действительно ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей. Прививая с детства своему ребёнку любовь к Родине - прививаем и любовь к матери, истории своей страны - истории своей семьи, чувство патриотизма - чувство чести, долга, достоинства, любви к народным истокам – интереса к семейным «корням, роду» и т. д. Это так важно не только для государства, но и для нас - «русского народа», самого сильного, самого смелого, умеющего любить, ценить, уважать! В нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по формированию краеведческих представлений, нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста. Приглашаем Вас принимать участие в тематических занятиях и создании краеведческого уголка в нашей группе.
Вопросы мониторинга освоения детьми знаний об улицах родного города.
1. Как называется наш город?
2. Назови улицу, на которой ты живёшь.
3. Как называется улица, на которой расположен наш детский сад?
4. Какие названия улиц нашего города ты знаешь?
5. Как улицы получили своё название?
6. В честь каких писателей и поэтов названы улицы в нашем городе?
7. В честь какого земляка названа школа №1 в нашем городе?
8. Как называется центральная улица нашего города?
9. Есть ли в нашем городе краеведческий музей? На какой улице он располагается?
10. Кто поддерживает чистоту на улицах нашего города?
11. Как можно сделать наш город красивым? Что для этого можете сделать вы?
Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний об участии наших земляков в Великой Отечественной войне.
1. Когда празднуется День Победы?
2. С кем воевал наш народ в годы Великой отечественной войны?
3. Какие военные профессии вы знаете?
4. Какую боевую технику вы знаете?
5. Участвовали ли жители города в Великой Отечественной Войне?
6. Чем награждают Героев войны?
7. Есть ли в нашем городе памятники погибшим воинам? Какие? Где?
8. Как женщины, дети и старики помогали фронту в годы войны?
9. Помнят ли живущие сегодня о людях, отдавших жизнь за Родину в годы войны?
10. Как мы можем отблагодарить героев тыла и фронта, живущих в нашем городе?
Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний о людях, прославивших наш город.
1. Были ли в нашем городе знаменитые люди?
2. Чем они прославили наш город?
3. Чьими именами названы улицы нашего города?
Вопросы мониторинга
освоения детьми знаний о природе родного города.
1. Какие природные зоны есть в нашем городе и крае?
2. Назови животных леса.
3. Назови деревья, которые можно встретить в нашем городе и его окрестностях.
4. Назови птиц, живущих в нашей местности.
5. Назови растения, произрастающие на территории нашего края?
6. Как люди заботятся о животных?
7. Как люди заботятся о птицах?
8. Как взрослые проявляют заботу о деревьях и растениях?
Льгов – один из старейших городов «Курского Посемья»
Под именем «Ольгов» город впервые упоминается в Ипатьевской летописи. В конце XII века он был разрушен половцами и на долгое время прекратил своё существование. Второе рождение произошло в XVI веке. В 1779 г. Льгов получает статус уездного города. А в 1780г. по указу Екатерины II был «высочайше пожалован» собственный герб. А в 1784г. был утверждён план генеральной застройки, особенности которой город сохранил до сих пор.
Природа, растения и животные Курской области.
В центре Европейской части России расположилась Курская область. Она граничит со многими областями нашей страны, такими как: Белгородской, Брянской, Орловской, Липецкой, Воронежской. Также на юго-западе Курской области проходит граница с Украиной.
Курская область была дважды награждена орденом Ленина. Первый раз за увеличение производства сахарной свеклы, а второй за мужество и отвагу при защите Родины. Курская область привлекает людей своими достопримечательностями и природными красотами.
Растительный мир Курской области
Леса занимают небольшую часть Курской области. Сосновые леса встречаются крайне редко и чаще всего они высажены человеком. В этих лесах можно трехцветные фиалки, заячью капусту, множество лишайников. Сосновые леса славятся большим количеством маслят.
Осиновые леса также редки в Курской области. Они сменяют вырубленные виды деревьев. Чаще всего в этих лесах вырастают и дубы, ясени, клены, вязи, которые постепенно превращают осиновый лес в дубраву. Березовые леса состоят из самих берез и большого количества кустарников и злаков. Здесь можно встретить лесной мятлик, овсяницу луговую, полевицу обыкновенную, лютик едкий, лесную землянику и множество других растений.
Одними из самых высоких лесов являются ольховые. В них очень сыро, стволы обвиты лианами. В таких условиях прекрасно растет малина и смородина.
Дубравы Курской области расположены вдоль речных берегов. Чаще всего там встречается дуб черешчатый, а также ясень обыкновенный, клен остролистный и вязь. А под этими высокоствольными деревьями растут лесные яблони, груши и полевые клены.
Кустарники дубрав достаточно разнообразны: заросли орешника, крушина, бересклет и боярышник.
В Курской области произрастают некоторые виды грибов, например белые, сыроежки и поддубовики.
Луга покрыты разными видами трав и кустарников. На сухой земле растут мятлик и пырей. На более увлажненных территориях расположились тимофеевка и костер, лютик, горицвет и другие. А вот на берегу рек и озер растут бекмания и осока.
На болотах, озерах, реках и прудах Курской области произрастает камыш, тростник, ива и ольха. Также можно встретить большое количество кувшинок, водорослей, кубышек.
Животный мир Курской области.
Природа Курской области хорошо подходит для жизни многих животных. В лесах водится большое количество лосей, косуль, кабанов.
Барсуки также нашли свое пристанище в Курских лесах. Несмотря на то, что они практически вымерли к концу 19 века, сегодня они снова заполонили собой большую часть лесов.
Лисицы заняли свое место в лесах, они охотятся на болотах или высматривают добычу за кустарниками. Однако о волках этого сказать нельзя - они практически исчезли с Курских земель.
В лесах и долинах можно встретить различных белок и ежей.
На земном покрове водится большое количество ящериц и змей. В Курской области водятся такие как: прыткая, живородящая ящерица и ящерица веретеница, змеи - гадюки и ужи. Также представителями земноводных Курской области являются жабы обыкновенные. Поля и степи являются прекрасной средой обитания для различных грызунов - для крапчатого суслика, степного хорька и зайцеобразных.
Подводный мир Курской области достаточно разнообразен. Помимо различных моллюсков, служащих кормом для многих особей, в водах этих мест обитают окуни, щуки, сомы, язи, лещи, судаки, караси и другие.
Прекрасен и богат мир пернатых. В лесах можно встретить зяблика и пеночку-трещотку, пеночку-веничку и пеночку-теньковки. В высокоствольных лесах Курской области обитают горлинки, кукушки, черные дрозды, пестрые дятлы. На более увлажненных участках слышатся трели соловьев. Снегири отдают предпочтение хвойным лесам, а иволга - березовым и дубовым.
В степях можно встретить пустельгу обыкновенную, жаворонков, куропаток и даже коростель и каменку обыкновенную. И только дрофу увидеть крайне сложно, она практически исчезла из Курской области. В деревнях, поселках и городах часто встречаются ласточки, галки и синицы.
Климат в Курской области.
Весна наступает с начала апреля. Средняя температура колеблется от 12 до 18 градусов. Лето в Курской области длится довольно долго, а температура составляет примерно 20-25 градусов. Однако, бывает и такое, что она повышается до 40 градусов. Обильные осадки спасают от засухи. Осень наступает к концу сентября. Температура воздуха в октябре составляет примерно 10 градусов. А в ноябре может опуститься чуть ниже нуля. Зиму в Курской области нельзя назвать суровой. Средняя температура составляет от -7 до -15 градусов. Осадки в виде снега начинают выпадать с середины декабря и служат земным покровом до середины марта.
Экскурсия в краеведческий музей города Льгова
Знакомство с историей города Льгова стоит начать с его краеведческого музея
В его экспозициях более 20 тысяч объектов. Здесь представлены вещи, отражающие быт горожан в средние века и годы войны. Есть фотодокументы и произведения искусства, редкие археологические находки и удивительная коллекция народных костюмов.