Екатерина Ромашова
Портфолио проекта «Здравствуй, малыш!» для первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Портфолио проекта для первой младшей группы
Среднесрочный педагогический проект по адаптации в первой младшей группе
«Здравствуй, малыш!»
Цель проекта:
- создание условий для прохождения ребенком безболезненного периода адаптации.
Задачи в сфере работы с детьми:
- создать условия для обеспечения каждому ребенку физический и психологический подход, охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям детского сада;
- обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
Публикация «Портфолио проекта „Здравствуй, малыш!“ для первой младшей группы» размещена в разделах
- снизить уровень заболеваемости;
- оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей;
Задачи в сфере работы с педагогами:
- разработка практических рекомендаций для воспитателей по данной теме.
Задачи в сфере работы с родителями:
- раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
- познакомить родителей с единым методом воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье;
- создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие в образовательном процессе.
Средства достижения поставленных задач:
- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).
Участники проекта: воспитатель, дети 2-3 летнего возраста, родители.
Интеграция образовательных областей:
игры, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструирование, самостоятельная деятельность.
Категория проекта: среднесрочный.
Период реализации проекта: июль - сентябрь.
Предполагаемые результаты:
- благоприятное прохождение периода адаптации у детей;
- активное участие родителей в жизни группы и детского сада;
- позитивное развитие отношений в детском коллективе;
- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-педагогическим персоналом ДОУ;
- становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Актуальность проблемы: состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Период проведения. Участники. Содержание работы. Цель.
02.07.2018г. -16.07.2018г.
Воспитатель. Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта. Разработать педагогический проект для детей раннего возраста.
17.07.2018г. -31.07.2017г.
Воспитатель. Продумывание плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов. Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
Знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с родителями. Установление связи, доверительных отношений.
2. Основной этап
Период проведения. Участники. Содержание работы. Цель.
1.08. 2018г. – 17. 09. 2018г. Воспитатель, родители, дети. Знакомство с семьёй. Ознакомление родителей с системой работы ДОУ.
Знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение.
Поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания детей в группе.
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Переведение ребенка на общий режим.
Щадящий режим.
Работа с родителями.
Наглядные формы работы с родителями:
- памятки «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?», «Если ваш ребенок идет в детский сад…»;
- информационные стенды, рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду, советы родителям в адаптационный период;
- словесные и наглядные консультации;
- анкетирование родителей;
- составление анкетных данных;
Консультации:
1. «Адаптация ребенка в детском саду»
2. «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка»
Памятки:
«Адаптация ребенка к детскому саду».
«Возрастные особенности детей 2 – 3 лет».
«10 правил воспитания ребёнка».
Наглядная информация
1. «Десять заповедей родителям»
2. «Если ребенок капризничает и плачет»
Игры - знакомства с детьми:
«Кто в домике живет»
«Раздувайся пузырь»
«Чей голосок?»
«Лови - лови»
«Чьи вещи»
«Иди ко мне»
«Как пройти?»
«Собираем игрушки»
Расскажи стихи руками:
«Зайка»
«Мишка»
Художественное творчество:
Рисование «Украсим платочек пальчиками»
Лепка «Мячик для Тани»
Аппликация «Пирамидка».
Игровая деятельность:
1. Настольно - печатные «Чей домик».
2. Сюжетно-ролевые «Уложим куколку Катю спать», «В гостях у куклы Маши», «Кукла Ира собирается в детский сад».
3. Пальчиковые игры «Этот пальчик», «Мы капустку рубим».
Конструктивная деятельность:
1. «Дорожка для машины»
2. «Дом для Мишутки»
Художественная литература:
1. Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»
2. Русские народные сказки: «Колобок», «Репка».
3. Чтение и разучивание потешек.
Уголок книги:
Подборка книг для детей: «Колобок», Козлик серенький», «Репка».
3. Заключительный этап
Период проведения. Участники. Содержание работы. Цель.
18. 09. 2018г. – 28. 09. 2018г. Воспитатель, родители.
1. Оформление портфолио проекта.
2. Показатели окончания адаптационного периода.
3. Разработка рекомендаций и консультаций по адаптации детей к ДОУ педагогам.
4. Подведение итогов на родительском собрании «Первый раз в детский сад!» 28. 09. 2018г.
Анкета для родителей
"Давайте познакомимся"
Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашей группе «Лучик»! Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.
1. Ф. И. О. ребенка ___
2. Дата рождения ___ 3. Домашний адрес, телефон ___
4. Номер медицинского полиса, дата выдачи___
5. СНИЛС___
6. свидетельство о рождении (номер, дата выдачи)___
7. Мама ___
Ф. И. О., год рождения ___
Образование, специальность ___
Место работы, телефон, рабочий телефон ___
___
8. Папа ___
Ф. И. О., год рождения ___
Образование, специальность ___
Место работы, телефон, рабочий телефон ___
___
9. Семейные традиции___
10. Чем бы Вы могли помочь группе___
11. Дополнительные сведения о ребенке, которые помогут воспитателю организовать свою деятельность так, чтобы Вашему ребенку было максимально комфортно находиться в детском саду___
___
12. Кто, кроме Вас может забирать ребёнка из детского сада___
Дата заполнения___ Подпись___
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей первой младшей группы
«Мой ребенок»
1. Может ли Ваш ребенок играть самостоятельно? (подчеркните)
а) может б) не может в) иногда
2. Дома мы, родители, играем с ребёнком в такие игры как (напишите названия игр):
3. Вспомните и напишите две самые любимые игры Вашего ребёнка:
4. Напишите (подчеркните, пожалуйста, чем чаще всего любит заниматься Ваш ребёнок? (играть, трудиться, рисовать, активно двигаться.)
5. Каким играм отдаёт предпочтение Ваш ребёнок? настольные: конструктор, мозаика, кубики и т. п., ролевые, подвижные игры (подчеркните или допишите свой вариант)
6. Мы читаем ребёнку книги (подчеркните нужный вариант)
а) ежедневно, т. к. это традиция;
б) когда есть время;
в) когда ребёнок попросит
7. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребёнка Вы хотели бы получить? Это важно для дальнейшего планирования.
8. Сколько времени ежедневно Ваш ребенок проводит за компьютером, гаджетом?
от 10 до 30 минут; от 30 до часа; не засекаем, играет и смотрит, пока сам не устанет; ни сколько, т. к. не разрешаем (подчерните нужный вариант)
9. Сколько времени примерно ежедневно Ваш ребёнок смотрит телевизор? 10-30 минут; от 30 минут до часа; смотрит редко; категорически не разрешаем смотреть телевизор (подчеркните нужный вариант)
10. На какие продукты есть аллергия у Вашего ребёнка? Что ему категорически нельзя кушать? Напишите их:
11. В какой области необходима индивидуальная помощь вашему ребенку: развитие речи; физическое развитие; познавательное развитие (логика, внимание, память, восприятие); художественно-эстетическое? (напишите или подчеркните)
12. Ваши пожелания и предложения воспитателям нашей группы.
Благодарим Вас за участие в анкетировании!
Памятка для родителей
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ДВУХ ДО ТРЁХ ЛЕТ
• На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.
• Продолжает развиваться понимание речи. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых.
• Количество понимаемых слов значительно возрастает. Начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
• Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам пытаются строить простые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу 3 года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
• Формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Главное в игре – действия с игровыми предметами, приближенными к реальности, в середине 3 года жизни появляются действия с предметами – заместителями.
• Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой – либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.
• Совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: выбрать 2-3 предмета по цвету, форме, величине; различать мелодии, петь.
• Совершенствуется фонематический слух. Дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
• Основная форма мышления – наглядно – действенная. Ребенок реально действует с предметами.
• Для детей характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако начинает складываться и произвольность поведения. У детей появляется чувство гордости и стыда. Ребенок осознает себя как отдельного человека, формируется образ Я.
Памятка для родителей
« 10 правил воспитания ребёнка»
1. Люби своего ребенка! Принимай его таким, каков он есть, не оскорбляй, не унижай его, не подрывай его уверенности в себе, дай ему повод любить тебя.
2. Охраняй своего ребенка! Защищай его от физических и душевных опасностей, жертвуя собственными интересами и рискуя собственной жизнью.
3. Будь добрым примером для своего ребёнка! Ребенок должен жить в такой семье, где бытуют честность, скромность, гармония, где семья дружна, где уважают и любят стариков.
4. Играй со своим ребенком! Уделяй ему время. Играй так, как ему нравится, игры его принимай всерьез.
5. Трудись со своим ребёнком! Помогайте ему, когда он пытается принять участие в работе. Приучайте участвовать во всех работах по хозяйству.
6. Позволь ребёнку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно! Дайте ему возможность накопить собственный опыт. Чрезмерно оберегаемый ребёнок нередко становится социальным инвалидом.
7. Покажи ребёнку возможности и пределы человеческой свободы! Нужно показать, что любой человек должен признавать и соблюдать известные пределы в своих поступках в семье, в коллективе и в обществе.
8. Приучай ребенка быть послушным! Родители обязаны следить за поведением ребенка и направлять его таким образом, чтобы его поступки не причиняли ущерба ни ему самому, ни другим.
9. Жди от ребёнка таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
10. Предоставляй ребёнку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!
Игры на сближение детей друг с другом и воспитателем
«Раздувайся пузырь»
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные полукругом, и спрашивает одного из них: «как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все тебя слышали!» Ребенок называет свое имя. Взрослый ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала подхожу к тем детям, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразно приглашать позже. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не настаивать на этом. Постепенно наблюдая за игрой, они захотят быть в коллективе.
Дети образуют длинную цепочку. Взрослый берет за руку ребенка, стоящего последним и замыкают круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит воспитатель. – А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе со мной дети становятся тесным кругом и начинают «раздувать пузырь»: дуют в кулачки как в дудочку, затем выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился.
Дети двигаются, а воспитатель произносит следующие слова:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получился большой круг, воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем останавливается и говорит: «лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произнося: «хлоп» - разбегаются. После того, как «пузырь лопнет», воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели …» Дети разбегаются в разные стороны.
Игра «Лови, лови!»
К палочке длиной 50 см на шнурке прикрепляется легкий удобный для хватания предмет – мягкий поролоновый мячик, птичка, бабочка. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет на шнурке. Заинтересовав их самой задачей – ловить мячик, взрослый предлагает детям встать в кружок, а сам становится в центре. «Лови – лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик, то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик, палка чуть-чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят.
Игра «Расскажи руками»
В эту игру можно играть бесконечно: ведь стихов, которые можно «проиграть», «рассказать руками», великое множество. Эта игра позволяет детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенным, способствует налаживанию отношений с воспитателем, основанных на доверии.
Воспитатель читает стихотворение, затем, читая его еще раз, выполняет определенные движения, потом еще раз читает с детьми. Когда они поймут принцип игры, то сами начнут выдумывать движения – это необходимо поощрять.
Зайка
Заинька-зайка Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку.
Маленький зайка. Садятся на корточки, показывают рукой вершок от пола.
Длинные ушки, быстрые ножки Дети приставляют ладошки к голове – «ушки».
Заинька-зайка
Маленький зайка Побежали
Деток боишься, зайка трусишка. Движения повторяются.
Дети обхватывают себя руками, изображая страх, «дрожат».
Мишка
Мишка, мишка косолапый, Плечи приподнять, руки округлить,
Мишка по лесу идет, носки ног внутрь, идти переваливаясь.
Мишка хочет сладких ягод
Да никак их не найдет. Погладить себя по животу, облизнуться
оглянуться, пожать плечами
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал. Показать пальцем, на лице восторг,
двумя руками «собрать» ягоды в рот
Подошли к мишутке детки
Мишка громко зарыдал. Маршировать, кулачками потереть
глаза, изобразить плач.
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и воспитанниками
Показав детям все уголки группы, рассказав об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы, можно и поиграть.
«Найди игрушку»
Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет небольшую игрушку в группе или в одном из её помещений, и предлагает остальным найти её. Сначала говорится: «Игрушка лежит на подоконнике в группе», затем: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Катиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала (собиралась на прогулку, спала и т. д.)
Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его персоналом. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразней организовать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в музыкальный зал и знакомиться с людьми, работающими там.)
Игра «Чьи вещи»
Цель игры – закрепить знание имен работников детского сада. Для этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, гармошка – музыкальный руководитель). Воспитатель говорит, что к нам в группу приходили разные люди, и каждый из них забыл одну из вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь принадлежит. Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи.
Например, «Эту гармошку оставила Валентина Васильевна, наш музыкальный руководитель».
Когда все вещи будут «опознаны», можно раздать их детям, которые должны сыграть роль: медсестра измерит температуру, повар сварит суп, музыкант сыграет музыку.
Игра «Как пройти?»
Цель игры – помочь детям ориентироваться в детском саду. Как и в предыдущей игре, вариантов может быть множество:
Воспитатель: У зайчика Степашки заболели ушки. Что ему делать? (Пойти к врачу). Но Степашка не знает, где находится медицинский кабинет. Надо ему помочь.
Сначала воспитатель описывает путь до кабинета (выйдем в коридор, пойдем по нему и увидим медицинский кабинет). Потом вместе с детьми провожаем Степашку к врачу.
Вылеченный зайка (забинтованные ушки) благодарит детей за помощь и передает от врача пожелания не болеть и витамины для всех детей.