Лариса Хабитова
Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе
Обучение в начальной школе закладывает фундамент всего дальнейшего обучения личности, поэтому каждый учебный предмет предоставляет особую важность в этот период. Не исключением является и предмет «Литературное чтение». Во время учебных занятий на этом предмете, указывают Г. Н. Кудина и З. Н. Новлянская, происходит воспитание этически развитого читателя, который способен понимать позицию автора читаемого текста и давать на прочитанное произведение собственное суждение.
Публикация «Понятие позиция читателя в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Выделяют три основные фазы процесса чтения:
1. Включает в себя целостное восприятие текста, позволяет раскрыть его содержание и смыл. Этот процесс называют «расшифровкой» отдельных фраз и предложение, из которых складывается общее содержание прочитанного текста.
2. Заключается в извлечении смыла прочитанного текста. На данном этапе происходит анализ найденных фактов интерпретация текста. Здесь происходит объяснение, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
3. Происходит создание собственного мнения на прочитанный текст, т. е. в процессе размышления читатель присваивает добытые новые знания как собственные.
В своем исследовании С. А. Аксючиц указывает, на что важным элементом позиции «читателя» является пониманием авторской позиции, которое оказывает влияние на становление собственной позиции понимания текста. В данном случае приоритетным видом работы выступает акцентное вычитывание, которое первоначально предполагает коллективную работу, постепенно переходящую в форму индивидуального письменного сочинения.
Ведущее место в позиции «читателя» является оценивание определенной позиции в художественном тексте, которое находится в зависимости от формы организации учебного занятия. Однако в этот период позиция «читателя» может быть изменена на позицию «автора», если обучающемуся необходимо сформулировать личное мнение о прочитанном тексте.
Позиция «читателя» формируется в процессе образовательной деятельности. Если в начале учебного процесса читающий человек может назвать только героев и основные положения сюжета, то в процессе осмысления прочитанного текста начинает формироваться оценка персонажей, их сравнение.
Становление позиции «читателя» позволяет ставить цели чтения, у человека начинает формироваться умение извлекать ту информацию из прочитанного текста, которая ему необходима, он может разделить ее на основную и второстепенную.
Отличительной чертой позиции «читателя» является то, что собственная позиция к прочитанном художественному тексту может не совпадать с авторской позицией. При этом одни исследователи утверждают, что читатель обладает большим влиянием над автором в процессе понимания художественного произведения, другие настаивают на ведомом образе читателя, который полностью подвержен автору и следует задуманным им мыслей.
Левидов А. замечает, что читатель вступает с писателем в диалог посредством художественного образа: «Автор – образ – читатель – единая система, в центре которой находится художественный образ, важнейшая промежуточная «инстанция» в общении читателя с автором, когда он читает и автора с читателем, когда он творит. Именно здесь – в художественном образе – встречаются их творческие пути.
Навык чтения имеет две стороны – техническую и смысловую. Техническая сторона включает способ чтения, темп чтения, правильность чтения и выразительность чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Необходимо работать над обеими сторонами в параллель. Цель приобретения позиции «читателя» – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Как известно, чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности человека, основным средством его обучения, инструментом познания окружающего мира. Сложность процесса чтения обусловлена его неоднородностью: с одной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, с другой, представляет собой опосредствованное отражение действительности. Чтение нельзя рассматривать как простое действие: оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Недостаточное развитие этих психических функций приводит к тому, что человек не понимает смысла читаемого.