Тазаян Арменуи Анна
Понятие и функции педагогического общения
Понятие педагогического общения, его функции
Педагогическое общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А. А. Леонтьев).
Публикация «Понятие и функции педагогического общения» размещена в разделах
Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л. Д. Столяренко).
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
Профессионально важные качества педагогического общения :
1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;
2. способность к эмпатии и пониманию людей;
3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;
4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;
6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
8. хорошие вербальные способности;
9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;
10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.
Функции педагогического общения :
- познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;
- эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;
- воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;
- регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;
- функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;
- коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.
- интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.
- перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.
в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.
Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.
Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.
Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.
Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.
Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.
Функции пед. общения :познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я» в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.
2 стороны в общении - отношения и взаимодействия, спец. стили отнош. с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный, неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный).
Взаимодействие между учеником и учителем, 3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).
Структура проф. пед. общения (Кан-Калик) : 1 этап прогностический – моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися. 2 этап – «коммуникативная атака» - организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (быстрое включение ученика в работу). 3 этап – управление общением – умение педагога поддерживать инициативу ученика, умение организовывать диалогическое общение. 4 этап – анализ осуществляемый системой общения и моделировании её на будущее.
Стили пед. общения : 1. Общение на основе друж. отношений (осторожно, чтобы не допустить панибратства); 2. Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3. Устрашение; 4. Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5. Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе - положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитательного процесса.