Папки-передвижки

Понятие о самооценке детей старшего дошкольного возраста, виды и факторы, влияющие на ее формирование

Татьяна Радченко
Понятие о самооценке детей старшего дошкольного возраста, виды и факторы, влияющие на ее формирование
▼ Скачать + Заказать документы

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Другими словами – это оценка самого себя. Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные компоненты формируются уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Понятие о самооценке детей старшего дошкольного возраста, виды и факторы, влияющие на ее формирование» размещена в разделах

Самооценка - это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других. Относясь к ядру личности. Самооценка является важнейшим регулятором поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые они ставят перед собой. Расхождение между притязанием и человека и его реальными возможностями ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Виды самооценки:

• Устойчивая;

• Неустойчивая;

• Адекватная;

• Неадекватная (завышенная, заниженная)

Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивая самооценка не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая подвержена влиянию мнения окружающих людей.

Адекватная личностная самооценка - правильная, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверенны в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительными дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные «задачи» сразу. Они не осознают своих неудач. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. На занятиях такие дети могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованы в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, не уверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «включается», он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Формирование самооценки проходит следующие этапы:

Недифференцированное отношение ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых;

Появление дифференцированного отношения к оценкам своих поступков со стороны взрослых;

Появление способности самостоятельно оценивать свои поступки;

Появление способности к самооценке не только поступков, но и разного рода эмоциональных состояний;

Появление способности к самосознанию, т. е. способности осмысливать и оценивать собственную внутреннюю жизнь.

На развитие самооценки влияет большое количество факторов:

1. Семья. Когда ребенок появляется на свет, у него нет представления о том, какой он, как надо себя вести, а также у него полностью отсутствуют критерии самооценки. Ребенок опирается на опыт окружающих его взрослых, на те оценки, которые они ему дают.

2. Возраст. Есть предположение, что с возрастом адекватность самооценки повышается. Самооценка взрослого человека с возрастом по большинству показателей более реалистична и объективна, нежели юношеская. Дети старшего дошкольного возраста чаще оценивают себя положительно, а неудачи связывают с определенными обстоятельствами.

3. Межличностные отношения. Процесс развития человеческой личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка также формируется в течение всей жизни человека, обогащаясь приобретенным опытом как в общении с другими людьми, так и по отношению к себе. Межличностное общение имеет в этой связи колоссальное значение. Дефицит общения порождает недоразвитие оценочных способностей, далее по цепочке – отклонения в характере самооценки.

Для ребенка очень важно не просто общение, а общение со взрослыми. Благожелательное отношение к ребенку со стороны взрослых является одним из главных условий его развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте Факторы влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте. Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального.

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)» Способность.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному.

Формирование валеологических основ у детей старшего дошкольного возраста Мы вступили в 21 век, цивилизация сделала очередной виток в своем развитии. Люди побывали на Луне, изобрели компьютеры уже пятого поколения.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Воспитание детей разного возраста включает в себя большую работу по формированию здорового образа жизни. Родители своим примером доказывающие,.

Формирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возрастаФормирование межкультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста Сухова Ольга Викторовна. Воспитатель БДОУ г. Омска “ Детский сад 12 общеразвивающего вида” Формирования межкультурной компетентности детей.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Дельфин» Родительское собрание на тему: «Формирование фонематических.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие о самооценке детей старшего дошкольного возраста, виды и факторы, влияющие на ее формирование
Опубликовано: 15 марта 2018 в 17:46
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие о самооценке детей старшего дошкольного возраста, виды и факторы, влияющие на ее формирование» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Радченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД